Визуальная система репрезентации и обозначения позволяет нам производить и передавать идеи и образы реального мира (Kazmierczak, 2001: 181). Символы, используемые в визуальной коммуникации, в отличие от письменной и устной коммуникации не зафиксированы в виде слов языка. Словарей, фиксирующих значения символов визуальной коммуникации, не существует.
- Во-первых, подобный словарь был бы гигантским — ведь количество возможных символов ограничивается лишь человеческими воображением и графическими способностями.
- Во-вторых, и это не менее важно, визуальная коммуникация строится на символах, значения которых зависят от конкретного контекста. Смысл символа формируется в процессе наблюдения и обдумывания. Условные обозначения визуальной коммуникации как универсальны для всех людей в мире, так и культурно обоснованы.
Таким образом, визуальная грамматика — это комбинация синтаксиса и семантики.
Синтаксис — это форма или составные части изображения. Синтаксисом изображения может считаться его графическая структура и организация. Сюда относится (но не ограничивается) графическая композиция изображений (например, фигуры, линии, цвета и т. д.), положение камеры, редактирование и сопоставление, точка зрения (например, фото снизу изображает объект более крупным, «грандиозным»). Форма изображения может влиять на симпатию / антипатию к персонажу или вызывать определенные чувства к нему. В изображениях может использоваться манипуляции с расположением или размерами объектов (близкая или увеличенная съемка).
Некоторые примеры
визуального синтаксиса: масштаб, объем, движение, энергия, расположение, кадрирование, глубина, цвет, свет, тени, поток движения, сопоставление изображений, перспектива, относительные размеры объектов на одном изображении, линия, форма, направление, тон, баланс, гармония, контраст, выделение, манипуляция, ритм, пародия, обрезка изображения, упрощение, символизм, метафора, слои, расположение, разделение, пространство, подсвечивание, сходство, отношение текст/картинка, передний план, задний план.
Семантика — это то, как изображение соотносится в широком смысле с окружающим миром и какое в результате получает значение. Синоним слова «семантика» — «значение» («знак»). Понятие часто связывают с семиотикой — наукой о знаках. На практике визуальная семантика касается того, как изображения вписываются в культурный процесс коммуникации. Семантика включает в себя отношение между формой и содержанием и рассматривает способы создания значения с помощью:
- формы и структуры,
- созданных в рамках культуры идей — образцов интерпретации знаков, символов, репрезентаций,
- социального взаимодействие с помощью изображений.
Для лучшего понимания сути визуальной семантики нужно ответить на следующие вопросы:
- Кто создал изображение?
- В какой исторический период и в каком контексте было создано изображение?
- Для какой цели создано изображение?
- В каком контексте оно демонстрировалось?
- На какую аудиторию это изображение было нацелено?
- В каких медиа размещалось изображение?
- Что было изменено, упущено, убрано из изображения?
- Что говорит изображение об истории?
- На какие особенности человеческой личности или национальности указывает изображение?
- На что в социальном устройстве указывает изображение?
- Что изображение говорит о каком-либо событии?
- Какой культурный аспект передает изображение?
Хотя синтаксис и семантика могут изучаться отдельно, важно, как они взаимодействуют в одном изображении. Любая форма грамотности, тем более визуальная грамотность, не сводится к простому заучиванию правил грамматики или получению четких, фиксированных навыков. Грамотность — это в первую очередь социальная практика. Она касается использования знаний и убеждений, ценностей и целей относительно того, почему вы хотите «прочитать» какое-то изображение или общаться посредством того или иного образа.