Белая книга визуальной грамотности Adobe
Как компания Adobe объясняла визуальную грамотность в начале 2000-х
Ниже — перевод публикации: Bamford, A. (2003). The visual literacy white paper. Adobe Systems Pty Ltd, Australia. https://www.adobe.com/education/pdf/globalimperative.pdf.

Все научные статьи по визуальной грамотности — здесь.
Белая книга визуальной грамотности, написанная доктором Энн Бэмфорд по заказу Adobe, была опубликована в 2003 году. Ее цель — обосновать важность визуальной грамотности как ключевого навыка в XXI веке и способствовать её внедрению в образовательные и профессиональные практики. В документе даётся определение визуальной грамотности, рассматриваются её значение для образования, стратегии развития навыков визуального мышления, а также роль технологий в современной визуальной коммуникации.

В публикации есть ряд терминологических и фактологических неточностей, но она является (не первым и не последним) примером систематизации концепции визуальной грамотности для широкой аудитории.

Содержание

Что такое визуальная грамотность?
Визуальная коммуникация — это процесс отправки и получения сообщений в виде изображений. Визуальная грамотность может быть определена «как способность конструировать смысл из визуальных образов» (Giorgis, Johnson, Bonomo, Colbert & al, 1999: 146). Чтобы понять значение изображений, «читатель» использует навыки исследования, критики и рефлексии. Д. Лэпп и другие (1999) использует термин «интермедиальность» для описания сочетания разных видов грамотности, необходимых для чтения посланий и понимания мультимедийного мира. Они отмечают особую роль визуализации в активизации считывания информации и захвате внимания, усилении понимания и повышении ответной реакции аудитории. Визуальная коммуникация — это интерпретация изображений настоящего и прошлого и производство изображений, эффективно передающих послание аудитории.

Термин «визуальная грамотность» был впервые использован писателем Джоном Дебесом (John Debes) в 1968 году. Мессарис (Messaris) (1995) определяет визуальную грамотность как получение знаний и опыта о функционировании визуальных медиа одновременно с процессом воздействия этих медиа на получателя.

Визуальная грамотность включает в себя группу умений, дающих индивидууму возможность «понимать и использовать визуальные средства для намеренной коммуникации с другими» (Ausburn & Ausburn, 1978: 291). Это то, что мы видим глазами и «видим» мозгом. Визуально грамотный человек умеет читать и писать на визуальном языке. Это включает способность успешно декодировать и кодировать сообщение, придавая визуальным образам значение.

В процесс формирования визуальной грамотности входит развитие умений, необходимых для интерпретации изображений, анализа социального воздействия этих изображений, понимания их цели, аудитории и авторства. Это способности внутренней визуализации, визуальной коммуникации, чтения и интерпретации образов. Дополнительно необходимо умение оценивать манипулятивное воздействие изображений и их идеологический подтекст, умение формулировать суждения о точности, обоснованности и ценности изображения. Визуально грамотный человек способен отмечать различия в визуальных объектах и делать выводы об их смысле, создавать визуальные работы, понимать и ценить работы, созданные другими, представлять мысленные образы в зримой форме. Владение эффективной коммуникацией в современном мире означает способность интерпретировать, создавать и отбирать изображения для передачи широкого спектра разных смыслов.

Существует много форм визуальной коммуникации, включающих жесты, объекты, знаки и символы. Визуальные знаковые системы — везде. Это танцы, фильмы, мода, прически, выставки картин, скульптуры, дизайн интерьеров, иллюминация, компьютерные игры, реклама, фотография, архитектура и искусство и это не исчерпывающий список примеров.

Для того, чтобы быть визуально грамотным, человек должен быть способен:

  • понимать тему изображения;
  • анализировать и интерпретировать изображения для извлечения смысла в рамках того культурного контекста, в котором это изображение было создано и существовало;
  • анализировать синтаксис изображения, включающий стиль и композицию;
  • анализировать технику, в которой изображение создано;
  • оценивать эстетические качества работы;
  • оценивать качества работы в рамках соответствия аудитории и достижения цели;
  • осознавать синергию, взаимодействие, новизну, эмоциональное воздействие или «ощущение» картины.
Танец — одна из форм визуальной коммуникации
История развития визуальной грамотности
Важность визуальной грамотности осознавалась многими людьми на протяжении всей истории человечества и в рамках многих дисциплин. В частности, чтение карт и рентгеновских снимков — это жизненно необходимые умения в современном мире. Подобным образом люди опираются на изображения в анализе смысла и в понимании сложных, запутанных идей, таких как математические, химические формулы или архитектурные чертежи. Соединение языковых и изобразительных элементов всегда представлялось лучшим средством объяснения концептуальных структур.

В возрасте 12 месяцев дети уже умеют читать графические образы с достаточно высокой точностью. Они знают, например, что фотография яблока соотносится с реальным яблоком. Примерно к 3-м годам, они становятся осознанными производителями визуальных материалов и понимают, что графика может использоваться для коммуникации. Например, рисунок папы и злое лицо показывает «Мне не нравится с папой». К этому возрасту большинство детей умеют использовать визуальные символы для обозначения реальных вещей. Например, кружок и две палочки может быть обозначением человека, фигура, похожая на букву «М», — птица и так далее.

Исследователи утверждают также, что одной из первых ментальных операций, которую осваивают младенцы, является визуализация и создание образов для запоминания. Например, ребенок 6−8 недель отроду имеет в памяти четкий визуальный образ своей матери и может отличить её от других людей, от других женщин, даже очень похожих на нее внешне.

Визуальная грамотность — это осознанная и устойчивая форма познания окружающей действительности. Визуальная грамотность — это не то, что вписывается в конкретную научную дисциплину или учебный предмет. Это то, чему нужно учить с ранних лет, и что предполагает активное изучение изображений из множества источников.

Визуальная грамотность возникла на пересечении следующих дисциплин:

  • история искусства и искусствоведение,
  • эстетика,
  • лингвистика,
  • грамотность,
  • философия,
  • психология,
  • психология восприятия,
  • социология,
  • культурология,
  • медиаобразование,
  • педагогический дизайн,
  • семиотику,
  • коммуникативистику,
  • образовательные технологии.
Один мудрец однажды сказал, что лучше один увидеть, чем тысячу раз услышать. Но когда визуальные символы используются вместо слов для выражения мысли, чувства или определенного настроения, то зритель должен суметь понять то, что видит.
Stuart Oring
Ученый, писатель
Почему визуальная грамотность важна?
Современная культура становится все более зависима от визуального главным образом потому, что визуальные образы делают коммуникацию мгновенной и универсальной. Большую долю всей сенсорной информации человек получает в визуальном виде. «Один мудрец однажды сказал, что лучше один увидеть, чем тысячу раз услышать. Но когда визуальные символы используются вместо слов для выражения мысли, чувства или определенного настроения, то зритель должен суметь понять то, что видит» (Oring, 2000: 58). С. Оринг (Oring) утверждает, что повышение визуальной грамотности — это острая необходимость, существующая на всех уровнях современного общества". От уровня владения визуальной грамотностью напрямую зависит уровень визуального понимания и способность человека осознанно «читать» графическую информацию. Картины существуют вокруг нас. Они окружают нас. Экономика полагается на визуальную репрезентацию и чувство стиля, дизайна. Понимание изображений — это необходимость, обогащающая наше существование. Непонимание картин окружающего мира — это визуальная безграмотность.

Визуальные картины различных видов и форматов становятся доминирующей формой коммуникации в образовательных ресурсах. Наблюдается рост количества изображений по сравнению с текстом. Чарльз Брамбек — председатель Американской ассоциации газет (Newspaper Association of America) — в 1995 году сказал, что мы направляемся к культуре визуальной грамотности: «Влияние газет постепенно сходит на нет, поэтому газетчики уходят в рекламную деятельность, и культура в целом смещается от текстовой грамотности в сторону визуальной» (Fitzgerald, 1995).

Быстрое возрастание количества изображений говорит о том, что визуальная грамотность сегодня — это решающий фактор в получении информации, построении системы знаний и достижения образовательных результатов.

Более того, Л. Осборн (Ausburn, 1978: 287) утверждает, что мы живем в рамках визуальной культуры, которая влияет на наши предпочтения, убеждения, ценности и стиль жизни. Картины во всевозможных формах заполняют наше окружение сквозь разные каналы коммуникации. Визуальная грамотность наделяет человека способностью распознавать и интерпретировать визуальные действия, объекты, символы в окружающем мире. Эта способность стимулирует понимание визуальных объектов и их оценку. Понимание принципов визуальной грамотности дает возможность производить изображения и с их помощью общаться более эффективно.
Грамматика, синтаксис и семантика визуальной грамотности
Визуальная система репрезентации и обозначения позволяет нам производить и передавать идеи и образы реального мира (Kazmierczak, 2001: 181). Символы, используемые в визуальной коммуникации, в отличие от письменной и устной коммуникации не зафиксированы в виде слов языка. Словарей, фиксирующих значения символов визуальной коммуникации, не существует.

  • Во-первых, подобный словарь был бы гигантским — ведь количество возможных символов ограничивается лишь человеческими воображением и графическими способностями.
  • Во-вторых, и это не менее важно, визуальная коммуникация строится на символах, значения которых зависят от конкретного контекста. Смысл символа формируется в процессе наблюдения и обдумывания. Условные обозначения визуальной коммуникации как универсальны для всех людей в мире, так и культурно обоснованы.

Таким образом, визуальная грамматика — это комбинация синтаксиса и семантики. Синтаксис — это форма или составные части изображения. Синтаксисом изображения может считаться его графическая структура и организация. Сюда относится (но не ограничивается) графическая композиция изображений (например, фигуры, линии, цвета и т. д.), положение камеры, редактирование и сопоставление, точка зрения (например, фото снизу изображает объект более крупным, «грандиозным»). Форма изображения может влиять на симпатию / антипатию к персонажу или вызывать определенные чувства к нему. В изображениях может использоваться манипуляции с расположением или размерами объектов (близкая или увеличенная съемка).

Некоторые примеры визуального синтаксиса: масштаб, объем, движение, энергия, расположение, кадрирование, глубина, цвет, свет, тени, поток движения, сопоставление изображений, перспектива, относительные размеры объектов на одном изображении, линия, форма, направление, тон, баланс, гармония, контраст, выделение, манипуляция, ритм, пародия, обрезка изображения, упрощение, символизм, метафора, слои, расположение, разделение, пространство, подсвечивание, сходство, отношение текст/картинка, передний план, задний план.

Семантика — это то, как изображение соотносится в широком смысле с окружающим миром и какое в результате получает значение. Синоним слова «семантика» — «значение» («знак»). Понятие часто связывают с семиотикой — наукой о знаках. На практике визуальная семантика касается того, как изображения вписываются в культурный процесс коммуникации. Семантика включает в себя отношение между формой и содержанием и рассматривает способы создания значения с помощью:
  • формы и структуры,
  • созданных в рамках культуры идей — образцов интерпретации знаков, символов, репрезентаций,
  • социального взаимодействие с помощью изображений.

Для лучшего понимания сути визуальной семантики нужно ответить на следующие вопросы:
  • Кто создал изображение?
  • В какой исторический период и в каком контексте было создано изображение?
  • Для какой цели создано изображение?
  • В каком контексте оно демонстрировалось?
  • На какую аудиторию это изображение было нацелено?
  • В каких медиа размещалось изображение?
  • Что было изменено, упущено, убрано из изображения?
  • Что говорит изображение об истории?
  • На какие особенности человеческой личности или национальности указывает изображение?
  • На что в социальном устройстве указывает изображение?
  • Что изображение говорит о каком-либо событии?
  • Какой культурный аспект передает изображение?

Хотя синтаксис и семантика могут изучаться отдельно, важно, как они взаимодействуют в одном изображении. Любая форма грамотности, тем более визуальная грамотность, не сводится к простому заучиванию правил грамматики или получению четких, фиксированных навыков. Грамотность — это в первую очередь социальная практика. Она касается использования знаний и убеждений, ценностей и целей относительно того, почему вы хотите «прочитать» какое-то изображение или общаться посредством того или иного образа.
Также как письменный и устный языки, визуальный зависит от контекста и цели коммуникации.
Ann Bamford
Доктор наук, писатель
Например, семейная фотография будет отличаться от школьного фото меньшей формальностью постановки. То есть грамотность изменяется в зависимости от цели использования. Визуальные семантика и синтаксис зависят от того, кто и почему использует их. Пример: картины, используемые взрослыми для общения друг с другом (обложки журналов), будут отличаться от картин, используемых для общения взрослых с детьми (в детских книгах и журналах). Визуальная грамматика зависит от пола, этнических особенностей, возраста, а также от формы медиа, несущей тот или иной визуальный образ. От того, где изображение будет демострироваться (фильм, журнал, интерактивные медиа и т. д.), будут зависеть многие его формальные и содержательные характеристики.
Почему нужно обучать визуальной грамотности
Развитие грамотности — это постепенный процесс развития более тонкого восприятия визуальных образов, понимания визуальных и языковых концепций. Учащиеся должны уметь критически оценивать нужное и ненужное и находить различия между поверхностным, гламурным, псевдо-утонченным и по-настоящему ценным (Ausburn & Ausburn, 1978: 288).

В некотором смысле визуальная грамотность развивается непреднамеренно с минимальным учительским вкладом. Однако непреднамеренный процесс развития касается лишь самых простейших визуальных навыков. Л. Осборн (Ausburn, 1978: 288) предупреждает, что
«увиденное и понимаемое у детей носит поверхностный характер до тех пор, пока им не продемонстрируют визуальные навыки и не "научат» видеть правильно".

П. Месарис (Messaris, 1995) отмечает, что только понимание имплицитного (скрытого) смысла изображений делает зрителя устойчивым к манипуляциям, для которых это изображение используется в рекламе и в других подобных контекстах.

Изображения могут оказывать очень мощное воздействие на наше национальное или индивидуальное сознание. Визуальная грамотность включает в себя умение решать проблемы и критически мыслить — и это применимо ко всем областям познания. Образование в визуальной сфере создает основу для понимания и оценки эстетического замысла и художественных навыков автора. И делает учащегося более устойчивым к манипуляциям с помощью визуальных средств.
Учащиеся должны уметь критически оценивать нужное и ненужное и находить различия между поверхностным, гламурным, псевдо-утонченным и по-настоящему ценным.
Lynna J. Ausburn
Доктор наук, профессор
Цели учителя в процессе развития визуальной грамотности:

  • развитие навыков критического мышления по отношению к визуальным образам;
  • расширение словарного запаса и улучшение навыков устного и письменного выражения идей и мыслей об изображениях;
  • демонстрацию процесса создания изображений, техник изменения визуальных образов (подделки фотографий) и программного обеспечения детям с самого раннего возраста;
  • включение визуальных средств во все сферы обучения;
  • обеспечить баланс текстовой и визуальной формы представления информации в школе;
  • использовать принципы визуальной грамотности в разработке и создании образовательных материалов;
  • задавать вопросы учащимся об изображениях, обсуждать их;
  • стимулировать у учащихся внимание к изображениям, окружающим их, и к поиску смысла (в том числе скрытого) этих изображений;
  • поощрять критическую оценку учениками изображений, анализ и оценку сущности окружающих визуальных образов.
Стратегии развития визуальной грамотности
Визуальная грамотность включает в себя критические знания. Лучше всего получить знания можно в процессе непосредственного «общения» с разными интересными изображениями, а также в процессе побуждающих к размышлениям дискуссий, в поиске ответов на глубокие вопросы. Дискуссии могут касаться того, как картины использовались людьми на протяжении истории, как соединяются события, объекты и изображения для того, чтобы зрители получили определенный визуально-чувственный опыт или каким образом происходит «нацеленность» на какую-то конкретную категорию зрителей. Это следует делать в творческой форме, таким образом, чтобы воображение переплеталось с идеей критического отношения и аргументированность суждений сочеталась с эмоциональностью и образностью в ответах на вопросы.

Цель — создание учащихся, обладающих чувством эстетической «открытости» и критическими навыками, знаниями о том, что изображения обладают сильным воздействующим потенциалом (в том числе и для манипулирования).

Важно, чтобы у детей была возможность экспериментировать с разными графическими программами. Демонстрация графических приложений, таких как Adobe PhotoShop, расширяет рамки визуальной выразительности, позволяет делать открытия в этой сфере, является идеальным средством воплощения собственных художественных идей. Дополнительно к этому, знакомство с графическим редакторами развивает у учеников продвинутые презентационные навыки и современные способы коммуникации. Важно помнить, что технические навыки развиваются на практике. Детям необходимо предоставить возможность творческого выражения, технические средства для этого, но совсем не обязательно, чтобы учитель сам был «техническим гением». Достаточно минимального понимания графических программ.

Главное — сфокусироваться на поощрении, вдохновении учеников к творческому и критическому мышлению, к решению интересных задач с помощью популярных графических средств.

Простые, привычные вещи могут использоваться для развития визуальной грамотности, например, ярлыки на одежде, этикетки на продуктах питания, картинки на пакетах или упаковках, обложки книг (особенно если сравнивать обложки одной и той же книги, выпущенной в разных странах), страницы в Интернете, обложки CD-дисков, компьютерные игры, постеры фильмов, комиксы и т. д.
Несколько увлекательных видов деятельности для развития визуальной грамотности:
  • съемка того, как дети изображают разные эмоции лицом, и последующая интерпретация (расшифровка) этих эмоций;
  • рассматривание поздравительных открыток и анализ изображений, типов текстов, отношения текста к картинке, чувств, которые вызывает открытка;
  • рассматривание упаковок в магазине, обсуждение того, что на них правдиво, а что в изображениях изменено, чтобы заставить сделать покупку, изучение символов на упаковках, логотипов и шрифтов;
  • создание наглядного пособия о том, что крайне интересно детям, например, PowerPoint презентация о динозаврах, баскетболе и т.д.
  • создание визуального словаря — для каждой буквы подбирается обычная и необычная (неожиданная) картинка (картинки можно найти в Интернете, в журналах, газетах, брошюрах), стимулирование ребенка к поиску необычных, неожиданных образов, в том числе самостоятельно сфотографированных на цифровую камеру;
  • обработка и изменение сделанных детьми цифровых снимков с помощью графических редакторов, например, Adobe PhotoShop.

Следующая таблица может использоваться в дискуссиях об изображениях.
Визуальная грамотность и технологии
Технологии занимают все более заметное место в отдельных учебных планах и процессе обучения в целом. Компьютеры требуют других, нетрадиционных подходов к обучению. Компьютеры — это сенсорные медиа средства обучения, они влияют на людей, предоставляя возможности самостоятельного получения опыта — «из первых рук»; проникновения внутрь процессов и понимания причинно-следственных связей; изменений когнитивных и поведенческих. Одной из главных перемен, произошедших в результате развития технологий, стало развитие новых способов коммуникации.

Человеческое общение всегда состояло из множества кодов, но из-за того, что информация, которую нам сегодня нужно передавать, становится гораздо сложнее, разнообразнее, глубже и шире, мы исследуем более простые способы общения. Эти способы должны создавать связи между сложными формами. Для решения этой проблемы мы все более наполняем коммуникативную среду изображениями. Они играют главную роль в понимании мира.

Информационная эра привела к необходимости обрабатывать большие объемы данных быстро и эффективно и поговорка «лучше один раз увидеть» раскрывает смысл того, как используются визуальные образы в интерактивных медиа. С момента, когда мы включили телевизор, DVD или компьютер, мы оказались в визуальном мире.

Программы, такие как Photoshop и другие подобные, делают производство и распространение изображений удивительно простым занятием. То, что сделало изобретение печатного станка для письменной коммуникации, делают графические программы Adobe — для визуальной. Сегодня создание полноценных или движущихся изображений — это просто, недорого и занимает считанные секунды. Производство картин раньше было областью деятельности исключительно профессиональных художников и кинорежиссеров, но в наше время доступно любому.

Визуализация, видео и 3D виртуальная реальность делает возможной разумную и интерактивную коммуникацию с «подключением» всех чувств человека. Джон Скалли, бывший генеральный директор Apple Computers утверждал, что 98% всех слов и изображений в мире создано с помощью компьютеров (Lester 1995: 418). Исполнительный директор IBM, Люси Фьельдстед (Lucie Fjeldstead), во время своего выступления в институте образования Джетти в 1991 году говорила о важности создания условий для повышения визуальной грамотности детей в связи со стремительным развитием технологий: «Мы призываем к критической оценке всего, что вы видите, слышите, ощущаете и испытываете».

Грамотность касается способности подключать воображение и моделировать возможные действия в будущем мире. Эти модели будут связаны друг с другом на визуальном и чувственном уровне. Карло Гоцци (Gozzi, 1999) считал, что реальный мир стал слишком тусклым по сравнению с миром воображения. Главным средством коммуникации современного технологичного мира является использование визуальных образов. Идея «видеть — значит верить» — это не просто наивная концепция современности. Возможность создавать и изменять визуальные материалы помогает перекодировать культуру.

Этот виртуальный мир становится новой системой символов, с помощью которой мы воспринимаем окружающую реальность. По словам К. Фридман (Freedman, 1999), «мы находимся на шестой волне (коммуникации), той, которая включает в себя всю визуальную культуру, основанную на глобальных, социо-культурных отношениях, и это значит, что мы живем в крайне визуальном мире и технологическом окружении». Интерактивные носители информации в большой степени полагаются на визуальную составляющую, движение, презентацию и звук в процессе коммуникации.
Бумажный музей История визуальной грамотности
Made on
Tilda