Наглядное обучение
Как зрительная информация становится знаниями, как образы сохраняются в нашей памяти и как происходит наглядное обучение
Обучение — сложный процесс, состоящий из множества аспектов, влияющих на качество усвоения знаний. Осознанное использование наглядного материала в обучении — одно из важнейших направлений развития визуальной грамотности. Познакомимся с научными исследованиями роли визуальной информации в образовательном процессе, рассмотрим преимущества наглядного обучения, методы привлечения и удержания зрительного внимания, стратегии улучшения зрительной памяти, особенности применения визуальных методов в разных возрастных группах и актуальные тенденции исследований.


Содержание
Наша задача — не заполнить умы детей информацией, а воспламенить их воображение и внушить им жажду узнавать и исследовать
Пабло Пикассо
художник
В чем сила наглядного обучения?
Что имел в виду художник Пикассо? Почему учителя и преподаватели должны использовать визуальные медиа? Попробуем разобраться в том, какие преимущества делают наглядность незаменимым инструментом в образовательной среде.

Изображения усиливают интерес и формируют познавательную мотивацию. В первую очередь Пикассо говорил об этом — об эмоциях. Не просто факты и информация, а эмоции. Использование визуальных материалов делает обучение интересным и увлекательным — именно это повышает мотивацию учащихся. Не только мнение учителей, но и научные исследования доказывают, что фото, инфографика или рисунки на доске привлекают внимание обучающихся и стимулируют их интерес к изучению материала.

Рисунки облегчают восприятие информации: мы лучше усваиваем информацию, когда она представлена в визуальной форме. Изображения, схемы, графики и другие визуальные материалы помогают сделать сложные идеи более понятными. Это «превосходство образа» над словами и текстами отмечали все ведущие учителя мира на протяжении всей истории человечества.

Зрение помогает структурировать информацию и выделять главное: наглядные методы обучения позволяют организовать информацию в логической последовательности для лучшего её понимания и запоминания. Графическое изображение сложных идей упрощает их восприятие и обработку — это тоже доказанный факт. Главное — не упростить идею до ее выхолащивания, «не выплеснуть ребенка вместе с водой», то есть не дать ученикам готовый продукт визуального исследования вместо того, чтобы увлечь их самих провести это исследование.

Когнитивисты в первую очередь скажут, что визуальное обучение стимулирует все уровни мозговой активности — от низших (восприятие) до высших (мышление, воображение и творчество). Анализ, синтез и обобщение, запоминание и развитие идей в форме изображений — все это способствует более глубокому пониманию материала.

Визуальные образы запоминаются лучше, чем текстовая информация. Это связано с тем, что из-за эмоциональной окраски зрительных образов ассоциативных связей в нашем сознании с ними больше, чем с их словесным описанием (если, конечно, учитель не умеет описать анатомию эффектнее, чем это выглядит в реальности).

Наглядные методы обучения могут быть адаптированы для учащихся-визуалов. По некоторым данным, большинство из нас лучше воспринимает информацию визуально, поэтому фото, схемы, инфографика и видео объясняют «лучше тысячи слов».

И наконец, визуальные опоры помогают учащимся эффективнее работать с интернет-материалами и другими источниками информации, что развивает их навыки самостоятельного обучения. Одно дело, когда учитель расскажет материал, другое — покажет картинку и увлечет учащихся «добыть» знание: поискать в сети, посмотреть видео и изучить схемы.
Эффект превосходства образа: психологические механизмы
Термин «эффект превосходства образа» (Picture Superiority Effect) стал популярным в научной литературе благодаря работам психолога А. Пайвио, разработчика теории двойственного кодирования (Dual-Coding Theory). Именно эта теория легла в основу объяснения феномена лучшей запоминаемости визуальной информации по сравнению с вербальной.

А. Пайвио предложил идею, согласно которой информация обрабатывается мозгом в двух различных системах: одна система работает с вербальным материалом (словами), а вторая — с изображениями и другими формами визуальной репрезентации. Когда информация представлена сразу в обоих видах (вербальном и визуальном), вероятность её успешного запоминания существенно возрастает.

Сам термин «эффект превосходства образа», однако, появился позже исследований А. Пайвио и стал использоваться для обозначения конкретно наблюдаемого явления улучшения запоминания визуальной информации.
Вербальная информация обычно обрабатывается последовательно, слово за словом, тогда как визуальные образы воспринимаются одновременно как целостный образ, что позволяет мозгу быстрее и глубже осмысливать информацию
Аллан Пайвио
психолог, бодибилдер
В основе эффекта превосходства образов в обучении над другими формами подачи информации (аудио, тексты, ощущения) лежат особенности строения человеческой психики. Майер Н.Я. описала их в своей диссертации (1998):

1. Генерализованные механизмы — особенности темперамента, мотивационная сфера "запускают" процесс восприятия и задают общие условия для доминирования определенных зрительных образов у конкретного человека.

2. Структурирующие механизмы организуют восприятие, формируют перцептивный план, схему и категории, обеспечивают упорядоченность и осмысленность процесса восприятия.

3. Операторные механизмы — конкретные формы структурирующих механизмов (визуальная группировка, смысловая классификация, достраивание образа и ассоциации) отвечают за специфику наблюдаемого образа.

4. Избирательность и фокусировка внимания — согласно теории доминанты А.А. Ухтомского, в мозге возникает центр повышенной возбудимости, который усиливает активность нервных структур, обрабатывающих визуальную информацию, подавляя другие сенсорные стимулы. Это помогает концентрироваться и лучше усваивать учебный материал.

5. Переработка информации на разных уровнях — зрительные образы формируются не только на низшем сенсорном уровне, но и с участием средних и высших уровней мозга, вовлеченных в перцептивную и когнитивную обработку, что также влияет на доминирование изображений.

6. Эмоциональное подкрепление и запоминание — зрительные образы часто сопровождаются эмоциональными впечатлениями, что способствует лучшему запоминанию и осмыслению материала.

7. Индивидуальные особенности — каждый человек имеет уникальную систему психологических механизмов, влияющих на силу и характер зрительного восприятия, что определяет доминанту на уровне личностных стратегий восприятия.

Таким образом, эффект превосходства образов в обучении обеспечивается комплексом взаимосвязанных психологических механизмов, которые инициируют, структурируют и корректируют обработку образов и их закрепление в сознании. Эти механизмы базируются и на физиологических особенностях мозга, и на личностных характеристиках зрителя / ученика.
Привлечение и удержание зрительного внимания
Внимание помогает нам справляться с большим потоком информации, выделяя главное и фокусируясь на нем для решения задач. Для привлечения и удержания внимания на главном пригодятся следующие приемы.

Использовать яркие и контрастные цвета. Яркие цвета привлекают внимание, а контрасты улучшают читабельность и восприятие информации. Это базовый психофизиологический механизм, который работает в любой аудитории. Однако важно не спекулировать этим принципом — если ярким будет все, не запомнится ничего, а наоборот запутает и вызовет раздражение.

Применение анимации, движения и интерактивных элементов. Движущиеся изображения и анимация способны удерживать внимание зрителя дольше статичных изображений. Интерактивы, такие как викторины, игры и тесты, вовлекают обучающихся и поддерживают их концентрацию.

Выбирать простые и понятные образы. Простые и легко распознаваемые визуальные элементы облегчают обработку информации мозгом, снижая нагрузку на рабочую память и повышая способность воспринимать новую информацию. Кстати, и цвета должны соответствовать природным характеристикам объекта — фиолетовое лицо или зеленая кошка привлекут внимание, но замедлят скорость работы с образами (мозгу сложнее воспринимать слишком нестандартные картинки).

Связывать наглядность с эмоциями. Эмоционально насыщенные изображения вызывают сильные реакции мозга, улучшают долговременное хранение информации. Использование таких образов увеличивает вероятность того, что информация увлечет зрителей и останется в памяти надолго.

Создавать иерархию визуальных элементов. Визуальные компоненты нужно выстраивать таким образом, чтобы выделить главное, затем менее и менее важное. Это помогает ученикам сосредоточиться на ключевых аспектах темы, не упустив второстепенное. Самый простой пример — заголовки, подзаголовки и текст на слайдах — от крупного сверху, до более мелких элементов ниже и ниже.
Человек учится быстрее всего тогда, когда открывает глаза и смотрит вокруг себя
Пауло Коэльо
писатель
Улучшение запоминания зрительной информации
Кроме того, что образы привлекают внимание и помогают сконцентрироваться на материалы, они еще и запоминаются лучше. Ученые и практики выделяют несколько ключевых стратегий для сохранения важного в памяти.

Как и для привлечения внимания, для запоминания информации важны связь с эмоциями и организация визуальной информации. Эмоционально окрашенные изображения (яркие, выразительные, смешные или страшные) маркируются нашим мозгом как значимые и запоминаются лучше нейтральных. Главное должно быть крупным, располагаться в центре или сверху зрительного поля, второстепенное — дополнять и не перегружать. Четкая, ясная структура и организация элементов помогают легко понять и сохранить информацию.

Практическое применение полученной информации укрепляет её сохранение в долговременной памяти. Учащиеся должны иметь возможность применить полученные знания в реальных ситуациях или задачах. Лучше один раз увидеть, а еще лучше увидеть и использовать на практике. Активное взаимодействие со зрительным материалом через обсуждение и вопросы также усиливает вовлечённость и улучшает запоминание.

Связывание новой информации с ранее известными изображениями или символами облегчает процесс запоминания. Ассоциативные техники, такие как создание ментальных карт или диаграмм связей, помогают учащимся устанавливать прочные ассоциации между новыми и старыми знаниями.

Повторный просмотр — регулярное возвращение к визуальному материалу укрепляет воспоминания и предотвращает забывание. Повторяющиеся просмотры изображений или схем укрепляют нервные пути, отвечающие за сохранение информации.
Наглядное — это такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственном восприятии ребенком
Константин Дмитриевич Ушинский
педагог, писатель
Возрастные особенности наглядного обучения
Выбор наглядных материалов и эффективность их применения зависит от аудитории — знаний, интересов, особенностей восприятия и, в первую очередь, от возраста учащихся.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста преимущественно используют наглядно-образное мышление. Им требуется много визуальных стимулов, таких как яркие красочные картинки, мультфильмы и игры, привлекающие внимание и вызывающие интерес. Дети младшего школьного возраста лучше воспринимают конкретные объекты и изображения, нежели абстрактные понятия. Такие материалы помогают развить навыки наблюдения и анализа, необходимые для дальнейшего обучения. Важно сочетать визуальные стимулы с практическими действиями, такими как игры или творческие занятия, чтобы обеспечить активное вовлечение ребёнка в образовательный процесс.

Учащиеся среднего школьного возраста способны обрабатывать более сложные визуальные материалы, такие как графики, таблицы и диаграммы. Эти типы визуализации помогают понять причинно-следственные связи и закономерности, важные для углубленного изучения предметов.
Интерактивные технологии, такие как виртуальные лаборатории или симуляции, поддерживают мотивацию и стимулируют критическое мышление.

Старшие школьники начинают переходить к более абстрактному мышлению, но визуальные опоры остаются важными инструментами для улучшения понимания и запоминания сложной информации.

Взрослым студентам и профессионалам требуется более специализированная и детализированная визуальная информация, такая как профессиональные схемы, чертежи или модели. Эти ресурсы помогают глубже понимать сложные темы и применять полученные знания на практике. Важную роль играет возможность самостоятельного выбора визуальных инструментов и методов, позволяющих оптимизировать индивидуальный стиль обучения каждого взрослого учащегося. Взрослым также полезно использовать визуальные ресурсы, поскольку они помогают систематизировать и организовывать информацию, улучшая её запоминание и понимание.
Тенденции исследований наглядного обучения
Современные исследования предлагают ряд новых подходов и инструментов для повышения эффективности наглядного обучения.

1. Интеграция мультимедийных и цифровых технологий: использование компьютеров, смартфонов, видео, интерактивных презентаций и других цифровых ресурсов позволяет сделать обучение более наглядным и интересным для учащихся. Это помогает усилить интерес к изучаемой теме и улучшить восприятие информации.

2. Применение интерактивных визуальных материалов: интерактивные схемы, графики, диаграммы и другие визуальные материалы позволяют учащимся активно взаимодействовать с информацией, что способствует лучшему её пониманию и запоминанию.

3. Использование сложных форм визуализации: инфографика, дашборды и другие сложные формы визуализации помогают структурировать и анализировать большие объёмы информации, что особенно полезно в высшем и среднем профессиональном образовании.

4. Сочетание различных методов обучения: сочетание наглядных и словесных методов, а также использование практических и активных методов обучения позволяет активизировать визуальный канал восприятия информации и улучшить её понимание.

5. Создание условий для активного взаимодействия учащихся с визуальным контентом: предоставление возможности учащимся самостоятельно работать с визуальными материалами, анализировать их и делать выводы способствует развитию их познавательной активности и самостоятельности.

6. Развитие визуальной грамотности: формирование навыков визуальной грамотности у учащихся помогает им лучше понимать и интерпретировать визуальную информацию, что является важным навыком в современном цифровом обществе.
Заключение
Визуальная информация усиливает мотивацию и улучшает восприятие и запоминание знаний благодаря эмоциональной окраске и ассоциативным связям. Эффект превосходства образа, описанный в теории двойственного кодирования, показывает, что визуальная информация запоминается лучше, чем текстовая, так как она обрабатывается быстрее и глубже.

Для привлечения и удержания внимания рекомендуется использовать яркие цвета, простые образы, анимацию и эмоционально насыщенные изображения с четкой структурой.

Эффективность визуальных материалов зависит от возраста и уровня подготовки учащихся, а современные тренды в наглядном обучении включают интеграцию мультимедиа, интерактивных элементов и развитие визуальной грамотности. Такой подход помогает не только усваивать информацию, но и развивать самостоятельность и познавательную активность учеников.
Визуальное мышление Музей научных рисунков
Made on
Tilda