Время визуалов
О людях и ученых, которые думают не словами, а образами
Бывает ли вам сложно вспомнить имена людей, лица которых вы помните хорошо? Умеете ли вы переставлять асимметричную мебель или укладывать в багажник машины такое количество вещей и предметов, какое другим кажется невозможным? Если ответ на оба вопроса положительный, то вы, скорее всего, обладаете визуальным типом мышления.

Как насчет того, чтобы вспомнить события из своего прошлого: определенные моменты и их значение для вас, эмоции, которые вы тогда испытывали, и то, что было до и после? Или какие-то детали, специфические сцены и картины? Оказывается, что у некоторых людей картины и пространственные отношения доминируют в мыслительном процессе. Они думают образами.

Считается, что более 60% людей относятся к этой категории. Некоторые люди думают исключительно образами гораздо чаще других. Например, для некоторых людей (и вы можете быть одним из них) хаос на столе — это не проблема. Вы знаете, где, что лежит, и знаете, где это по отношению к другим предметам. Поэтому когда кто-то прибирается на вашем столе, думая, что помогает все организовать, вы чувствуете, что все перепутано и не можете найти нужные вещи. Такое пространственное мышление, помогающее вам ориентироваться на заваленном столе, может быть очень мощным инструментом.

Шахматист-гроссмейстер Боб Фишер говорил, что может видеть все фигуры на доске, даже если они не находятся перед ним, и это позволяет ему тренироваться и играть партии мысленно, в голове.
"Логика приведет вас из точки А в точку Б. Воображение — куда угодно" А. Эйнштейн
Многие известные ученые мира говорили о значимости образного мышления, визуализации и воображения в научных открытиях. Из таких цитат мы можем понять, как работали гениальные умы и совершали открытия с помощью визуального мышления.

Каждое серьёзное научное достижение начиналось с проблеска мысли, возникшего внутри мозга учёного, и затем получило материальное оформление в чертеже, схеме или таблице (Дмитрий Менделеев, без даты).

Наглядность важна не только для студентов, но и для самих исследователей, так как помогает организовать мысли и проверить правильность своих предположений (Дмитрий Менделеев, 1884).

Для успешного усвоения предмета необходима ясность мысли и определенность понятий, достигаемая путем повторения и сравнения, которые создают яркие образы и облегчают запоминание. Наглядность и простота изложения — залог успеха в преподавании (Дмитрий Менделеев, 1869).

Современная научная мысль стала мощным фактором преобразования природной среды и оказывает решающее влияние на дальнейшее направление исторического прогресса человечества (Владимир Вернадский, 1991).

Каждая новая научная дисциплина создается путём расширения границ существующего знания и разработки новых методов исследования, требуя активного участия воображения и синтеза разнородных областей науки (Владимир Вернадский, 1991).

Всякое научное открытие обязано совокупности двух факторов: пристальному вниманию к деталям и гибкости ума, позволяющему взглянуть на проблему с неожиданной стороны (Владимир Вернадский, 1989).

Развитие науки основано на постоянном наблюдении и экспериментировании, дополняемых смелостью мысли и способностью к абстрагированию (Владимир Вернадский, 1991).

Человеческое сознание расширило границы возможного восприятия мира, превратив человечество в фактор геологического масштаба, влияющего на всю поверхность планеты (Владимир Вернадский, 1989).

Новая научная парадигма формируется благодаря интеграции знаний из различных областей науки, соединяемых единой системой координат, основанной на синтетическом подходе и творческом воображении (Владимир Вернадский, 1989).

Создать цельную теорию можно только в сочетании рационального мышления и воображения. Без воображения ученые останутся ограниченными рамками обыденных явлений (Константин Циолковский, 1928).

Наш мозг воспринимает реальность в виде внутреннего образа, формирующегося из ощущений и ассоциаций. Эти внутренние образы могут служить основой для будущих открытий и достижений человечества (Константин Циолковский, 1903).

Наблюдательность развивает нашу чувствительность и формирует способность замечать незаметные признаки и мелкие детали, необходимые для понимания природы (Михаил Ломоносов, 1748).

Чувства приводят нас к ощущению предметов, а разум перерабатывает ощущения в понятия, давая начало новому знанию (Михаил Ломоносов, 1748).

Глаза есть первые помощники ума, дающие материал для рассуждений и заключения выводов (Михаил Ломоносов, 1757).

Умственный взор видит линии и поверхности там, где физически их никто не замечает, и создает фигуры, существующие лишь в нашем воображении (Николай Лобачевский, 1829).

Воображение — верный спутник любого геометрического исследования, позволяющий развивать мысль и создавать новую реальность (Николай Лобачевский, 1856).
Детали наблюдения приобретают особую важность, когда их сопровождают рисунки и эскизы, позволяющие зафиксировать тонкие нюансы структуры организмов (Чарльз Дарвин, 1839).

Опыт убеждает меня, что для полного понимания животного или растительного организма недостаточно одних слов. Необходимы точные изображения, показывающие разнообразие признаков и вариативность строения (Чарльз Дарвин, n.d.).

Визуализация классификаций видов помогает увидеть взаимозависимость и родственные связи между видами, облегчая выявление общих предков и эволюционных путей (Чарльз Дарвин, 1859).

До того момента, как я приступаю к строительству какого-нибудь аппарата, я построил его уже в моем воображении, я меняю конструкцию, улучшая детали и привожу машину в действие. Когда конструкция работает идеально в моей ментальной лаборатории, я готов: я строю аппарат, он работает безупречно и без сбоев, и реальная проверка никогда не вызывает разочарования (Никола Тесла, 1919).

Я решил, что самое главное — научиться владеть моим сознанием и направлять мои мысли в нужное русло. Я тренировался концентрироваться и удерживать внимание на одном образе до тех пор, пока он не становился столь же реальным, как физическая вещь (Никола Тесла, 1919).

Моя методика разработки аппаратов позволяла экономить массу времени и ресурсов. Мне достаточно было представить деталь или узел машины в трех измерениях, вращать его мысленно и испытывать любые условия эксплуатации, не строя реальных конструкций (Никола Тесла, 1919).

Способность представлять в уме детали машин помогла мне добиться потрясающих успехов в разработке электрических двигателей и генераторов переменного тока (Никола Тесла, 1919).

Самая важная составляющая моего творчества — это внутреннее ощущение правильности. Лишь когда моя интуиция подсказывала, что проект завершён, я решался начать физическое строительство (Никола Тесла, 1919).

Воображение важнее знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает весь мир, стимулирует прогресс и рождает эволюционные преобразования (Альберт Эйнштейн, речь 1929).

Когда я думаю о физической проблеме, я не думаю формулами или числами. Я стараюсь увидеть саму картину явления, представить его в пространстве и времени, ощутить, как действуют силы и проявляются эффекты (Альберта Эйнштейна цитирует Isaacson, 2007).

Воображение — это ключ ко всему, что находится за пределами текущего состояния знаний. Через воображение мы продвигаемся туда, куда не ведут никакие лабораторные приборы или опытные данные (Альберт Эйнштейн, интервью 1929).

Эйнштейн любил рассказывать анекдоты о том, как он представлял себя путешествующим вместе с пучком света, задаваясь вопросом, каково это — двигаться со скоростью света. Это было ярким примером его нестандартного мышления и ориентации на визуализацию и воображение (A. Pais, 1982).

Многие мои открытия начались с простого любопытства и попытки представить ситуацию в воображении, прежде чем перейти к расчётам и экспериментам (Джеймс Максвелл, 1879).

Лучший способ понять сложный феномен — это создать мысленную модель, соответствующую действительности, а затем проверить её точность экспериментально (Джеймс Максвелл, 1862).

Математика — прекрасный инструмент для описания реальности, но не забывайте, что наша главная задача — понимание самой природы, а не игра с цифрами и формулами (Джеймс Максвелл, 1861).

Построение математических моделей — это лучший способ разобраться в сложной задаче. Чем яснее понимаешь физику явления, тем проще составить уравнение, описывающее его поведение (Джеймс Максвелл, 1869).

Следует внимательно следить за малейшими изменениями и особенностями изучаемого предмета, фиксируя все детали, чтобы правильно оценить происходящее (Исаак Ньютон, 1744).

Интеллект развивается через активную работу воображения, позволяющую формировать мысленные образы и находить новые пути решения задач (Исаак Ньютон, n.d.).

Определённые цвета вызывают эмоциональные отклики, варьирующиеся от спокойствия до возбуждения, что доказывает сильное воздействие спектра на психику человека (Исаак Ньютон, 1704).

Восприятие цвета определяется не только физическими свойствами света, но и индивидуальными характеристиками человеческого глаза и нервной системы (Исаак Ньютон, 1704).

Кто хочет стать истинным ученым, тот должен иметь богатое воображение… Только посредством ярких образов мы можем достичь полного понимания научных проблем (Людвиг Больцман, 1896).

Ученый обязан обладать богатым воображением, иначе он не сможет проникнуть вглубь тайн природы и увидеть взаимосвязи, остающиеся незамеченными поверхностным взглядом (Людвиг Больцман, 1896).

Живописец создаёт идеальный образ природы, художник-конструктор воспроизводит идеальное состояние механизма, ученый тоже рисует мысленную картину, ведущую к открытию важнейших законов (Людвиг Больцман, 1896).

Великий учёный обладает даром увидеть целое раньше частей, он схватывает образ целого и двигается от него к частностям, выстраивая доказательную базу впоследствии (Людвиг Больцман, 1896).

Фундаментальные физические понятия возникают первоначально в виде образов, а не символов или уравнений. Физика начинается с визуализации и понимания сути явлений, а уже затем переходит к математическим формам их выражения (Эрвин Шрёдингер, 1944).

Научное понимание рождается не из формул, а из живых образов, наполняющих голову ученого. Формулы вторичны и служат лишь для закрепления достигнутых представлений (Эрвин Шрёдингер, 1944).

Физику нужно изучать, начиная с простых, легко воспринимаемых ситуаций, постепенно вводя сложные символы и расчеты. Живые образы делают науку интересной и доступной широкой аудитории (Эрвин Шрёдингер, 1952).

Образы и картины, возникающие в сознании ученого, играют главную роль в научном открытии. Мысленные эксперименты значительно опережают математические выкладки, позволяя почувствовать глубинную правду феноменов (Эрвин Шрёдингер, 1952).
"Идея о линиях электричества и магнетизма возникла именно потому, что я видел их мысленным взором перед собой". М. Фарадей
Удивительный изобретатель Никола Тесла пошел еще дальше. Он умел строить и перестраивать сложнейшие механизмы в уме. И затем запускать их и наблюдать за тем, какие части могут потенциально дать сбой. Томас Эдисон в свои 24 описывал свои опыты таким образом: «У меня в голове было бесчисленное количество машин, которые я зарисовывал и описывал день за днем в свободное время».

Но за такой тип мышления иногда приходится дорого платить. В частности, могут быть сложности в передаче этой информации другим людям. Вы видите что-то абсолютно четко в уме, но все попытки заканчиваются тем, что вам приходится рисовать то, что вы пытаетесь объяснить словами.

Альберт Эйнштейн часто говорил, что слова не дают ему возможности объяснить то, что он видит, но эти образы являются ключами, открывающими секреты вселенной. Однажды в его воображении был человек, летящий верхом на волне света, и после этого он придумал теорию относительности.
У меня в голове было бесчисленное количество машин, которые я зарисовывал и описывал день за днем в свободное время
Томас Эдисон
изобретатель
У Джеймса Максвела — физика и математика — был подобный опыт. Его коллеги спорили о том, как показать отношение между энтропией и объемом энергии с помощью уравнения — привычного способа ученых передавать идеи. Вместо этого он использовал глину и гипс и показал, как понимает отношения этих величин в физической и визуальной форме термодинамики. Это пример огромного потенциала научной визуальной метафоры. Она помогает воплотить сложные отношения в относительно простом виде. История изобретений и открытий полна подобных примеров.

Август Китель открыл новый способ видения структуры молекул, представив змею, кусающую себя за хвост. В тот момент он осознал, что атомы в молекуле бензина расположены по кругу, и это привело к абсолютно новому пониманию того, как можно визуализировать молекулы. И это было отличным примером того, как люди, обладающие визуальным мышлением, могут воплощать то, что есть у них в головах, в реальность в виде изобретений и открытий. Это также было объяснением того, почему сейчас прекрасное время для людей, имеющих подобный склад ума.

Цифровая эра дала технологии, позволяющие визуалам экспериментировать напрямую с формами, которые они понимают лучше всего. Сегодня визуалы изображают сложную форму протеина на экране или используют 3D принтеры для создания практически любой модели, имеющейся в их воображении. И они могут изобретать и играть в пространстве виртуальной реальности, которой не существует в реальном мире. Это отличное время для людей с визуальным мышлением, поэтому в следующий раз, когда вы забудете название улицы, по которой едете, не ругайте себя за это. Вы можете быть представителем нового поколения гениальных изобретателей.
Обзор визуальной грамотности как концепции Зрительное восприятие
Made on
Tilda