Э. Хаузен представила своё исследование в докладе на конференции в Лиссабоне в сентябре 1999 года. Внимание в докладе уделяется исследованию, выявлению закономерностей и созданию условий развития эстетического восприятия произведений искусства.
Эстетическое восприятие человека
эволюционирует последовательно по 5 стадиям: восприятие начинающих зрителей основано на личных впечатлениях и поверхностных наблюдениях, проходя через стадии конструктивного восприятия, классификации, интерпретации, — движется к глубокому погружению в искусство, самостоятельному творческому осмыслению художественных работ.
Основой методики исследования была техника
открытого интервью — свободный рассказ о художественном произведении в форме потока сознания. Ответы транскрибировались и кодировались в зависимости от типа реакций, позволяя выявить стадии эстетического развития.
Э. Хаузен разработала образовательную программу
Visual Thinking Strategies (VTS) — стратегию развития визуально-эстетического мышления. Программа основана на подборе изображений, открытых вопросах к этим изображениям и создании условий для размышления. Цель стратегии заключается в том, чтобы вызвать рефлексию, развить умение наблюдать, аргументировать свои выводы и уважительно относиться к мнениям других.
Ученый провела серию экспериментов среди детей и взрослых в разных странах, подтвердивших эффективность ее подхода.
Для эффективного обучения искусству важно создавать условия, позволяющие зрителю активно экспериментировать с собственными впечатлениями и размышлениями, отказываясь от готовых шаблонов. Э. Хаузен убеждена, что таким образом мы можем пробудить подлинное удовольствие от созерцания искусства и способствовать формированию культуры ценителей прекрасного.
Читать доклад в переводе.