Ведущая деятельность
Черты личности
Интеллект
Возрастной период
Социальный контекст —
черты личности (+ / −)
(Э. Эриксон)
Развитие всех видов мыслительных процессов
(Ж. Пиаже)
Социальная ситуация — деятельность — «психологические новообразования» (Д. Эльконин)
Развитие областей мозга
и нейронных связей
Основные этапы жизни
и кризисы развития
(Д. Эльконин, Э. Эриксон)
Физиология
ключевые научные теории
Возрастное развитие человека
Физиологическое развитие мозга на протяжении жизни,
возрастные кризисы и ведущие виды деятельности, когнитивные способности и развитие личности в социуме
Представители разных наук и научных школ рассматривают возрастное развитие с разных сторон.
В российских исследованиях (психология, педагогика, когнитивная наука) общепринятой считается классификация по ведущему виду деятельности
Д. Эльконина. В западных — чаще всего встречается возрастная классификация Э. Эриксона — с фокусом на влиянии социума на личностные качества. Классы когнитивного развития Ж. Пиаже признаны большинством ученых во всем мире.

Здесь собраны ключевые этапы разных теорий с их краткими характеристиками. Конечно, эти точки зрения не являются догмами. В частности, известны примеры достижения уровня формальных операций в более раннем возрасте — и не развития у некоторых взрослых. Но подобное сравнение помогает проследить картину развития в целом, увидеть общее и специфичное для каждого возраста и является отправной точкой для дальнейших исследований.
Каждая характеристика содержит краткое описание
Младенчество ↓
Кризис новорожденности
СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ:
фокусировка на своем теле
и ощущениях
Структуры мозга
Упражнение рефлексов
Первые навыки
и круговые реакции
Координация зрения
и хватания
Эмоциональное
общение
ситуативно-личностное
общение
ситуативно-деловое
общение
Доверие / недоверие,
подозрительность,
замкнутость
Различие средств и цели,
начало практического
интеллекта
Дедукция и начало интериоризации
Различие схем действия,
новые средства
Развитие сенсорных
областей мозга
Пик сенсорного
развития, центр речи
0 мес
8 мес
4 мес
12 мес
2 мес
10 мес
6 мес
1 мес
9 мес
5 мес
3 мес
11 мес
7 мес
0 мес
8 мес
4 мес
12 мес
2 мес
10 мес
6 мес
1 мес
9 мес
5 мес
3 мес
11 мес
7 мес
Пик развития сенсорных способностей, таких как зрение
и слух.
Центр Брока — область мозга, отвечающая за восприятие
и производство речи.
Области мозга, отвечающие
за слух и зрение, появляются
за 3 месяца до рождения
и формируются уже ко 2–3 месяцу жизни.
Социальные отношения: мать (ухаживающий взрослый).
Описание: если базовые потребности (забота и любовь) удовлетворяется, то формируется доверие к миру, если нет,
то — недоверие.
Результат: энергия и жизненная радость.
Социальная ситуация: полная биологическая зависимость
от матери.
Новообразования: становление индивидуальной психической жизни, «комплекс оживления».
Социальная ситуация: связь с матерью, взрослый — посредник между ребенком и миром.
Новообразования: развитие восприятия, эмоционально-заряженные представления.
Социальная ситуация: связь с матерью, взрослый — посредник между ребенком и миром.
Новообразования: ходьба, открытие своего физического «Я» (понимание своего облика в зеркале), выделение себя в мире людей (потребности / мотивы), развитие моторных функций (мануальные действия, перемещение в пространстве).
Основная структура мозга закладывается во внутри-утробный период и в раннем детстве, а формирование
и совершенствование нейронных сетей продолжается в течение длительного времени.
Адаптация к новым условиям жизни. Без взрослого ребенок
не выживет, но потребности
и средств общения еще нет. Основная задача развития — формирование потребности
и средств общения.
Открытие новых действий-средств не путём их использования, а путём внутренних, «умственных экспериментов».
Пользуется известными действиями для достижения целей и ищет новые «путём активного экспериментирования».
Одно действие (например, устранение препятствия) служит средством, дающим возможность осуществить целевое действие, — появление преднамеренных действий.
Направленность действий на предметы и события, повторение и закрепление движений.
«Движения узнавания» — повторение лишь контура движений, привычных для знакомого предмета.
Рефлексы и реакции преобразуются и координируются между собой.
Фокусировка на собственном теле и врожденных рефлексах.
ощущения преобразуются
в восприятие
раннее детство ↓
Кризис одного года
2 года
1,5 года
3 года
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
8 лет
9 лет
10 лет
11 лет
12 лет
2 года
1,5 года
3 года
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
8 лет
9 лет
10 лет
11 лет
12 лет
Кризис трех лет:
«Я — сам»
Кризис семи лет
дооперациональные
представления
конкретные операции
Деятельность предметно-
манипулятивная
Учебная деятельность,
действия операционно-
технические
Экспрессивная речь
Символическая функция,
интериоризация схем действия
Простые операции
Интуитивное мышление
с опорой
на расчлененные
представления
Системы операций
Импрессивная речь
Сюжетно-ролевая игра
Самостоятельность /
стыд, сомнения,
зависимость
Формирование
префронтальной коры
Пик развития высших
когнитивных функций
Распад избыточных
нейронных связей
зрительной и слуховой
областей мозга
Нейропластичность
мозга
Мозг достигает 98%
объема
Инициативность /
пассивность, вина
Компетентность /
неполноценность,
инерция
Мозг достигает 98% объема взрослого человека. Далее усиливается взаимодействие полушарий и повышается эффективность работы мозга.
В зависимости от получаемого опыта развиваются соответствующие нейронные связи.
Изменение нейронов, укрепление нейронных связей под действием опыта, ослабевание и разрушение неиспользуемых связей. Лучшее время для обучения.
Распад избыточных, неиспользуемых связей в областях коры, отвечающих за зрительное и слуховое восприятие — повышение эффективности работы мозга.
Пик развития областей мозга, отвечающих за высшие когнитивные функции: память, язык, коммуникацию и рассуждение.
Формирование отделов мозга, отвечающих за высшие когнитивные функции, контроль рефлексов и действий.
Префронтальная кора достигает полноценного развития в конце подросткового возраста.
Социальная ситуация: «ребёнок — близкий взрослый» и «ребёнок — социальный взрослый».
Новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, воля, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов, теоретическое мышление.
Восприятие и усвоение слов, названий предметов.
Социальная ситуация: распад совместной деятельности с взрослым, поведение взрослого — модель совместной деятельности со сверстниками.
Новообразования: постепенное преодоление эгоцентризма, усвоение категорий добра и зла, открытие себя как носителя внутреннего мира, иерархия мотивов, высокая познавательная мотивация — желание учиться, произвольность поведения, формирование наглядно-образного мышления и знаково-символической функции сознания (предмет в качестве заместителя другого).
Говорение слов, предложений, речевое взаимодействие.
Социальная ситуация: самостоя-тельность передвижений, интерес к предметам, взрослый —
помощник при действиях с ними.
Новообразования: речь, открытие себя как субъекта деятельности, гордость за свои достижения; наглядно-действенное мышление.
Социальные отношения:
родители.
Описание: в процессе успешного выполнения задач формируется самостоятельность, в случае неуспеха — стыд и сомнения.
Результат: независимость.
Социальные отношения: родители, братья и сестры.
Описание: инициатива в выполнении некоторых задач (успех или неуспех).
Результат: целеустремленность.
Социальные отношения: школа, соседи.
Описание: развитие способностей в процессе успешной деятельности
или чувства неполноценности —
в случае неуспеха.
Результат: овладение знаниями.
Образование систем логических операций над объектами, их классами и отношениями.
Операции связаны с манипулированием объектами (реальным и воображаемым).
Способность структурировать совершаемые внешние действия (структурировать словесное рассуждение ещё не умеют).
Классификация, группировка объектов, расположение в ряд, лучшее осознание логики, сохранения (веса, объема)
и обратимости операций.
Использование и манипулирование символами на начальном логическом уровне.
Действия с представлениями объединяются, координируются
в более сложные операции.
Любопытство, много вопросов, интерес к рассуждению
и познанию причин.
Логика и интуиция постепенно преобладают над восприятием.
Осознание константности образов, их классификация — перенос свойств объектов друг на друга.
Эгоцентризм — неспособность взглянуть на свою точку зрения
со стороны, как на одну
из возможных. Неумение думать
о своих мыслях. Нет стремления обосновывать свои рассуждения или искать в них противоречия.
Представление объектов с помощью мысленных образов, обозначение их названиями и символами, пока без учета различных аспектов ситуации (например, рисунок семьи без учета масштаба и точных черт).
Сосредоточение на одной, самой заметной особенности предмета и пренебрежение остальными признаками.
подростковый возраст ↓
школьный возраст ↓
детство / игровой возраст ↓
Ребёнок ещё не владеет необходимыми операционно-техническими средствами деятельности, соответствующей его сформированным мотивам. Создаётся основа для выделения самого себя в мире людей, мотивы становятся автономными.
Ребёнок открывает себя как субъект деятельности, происходит перестройка отношений между ребёнком и взрослым в пользу большей автономии ребёнка.
Яркая симптоматика кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.
Потеря непосредственности: секреты, обдумывание последствий действий, переживания и желания не соответствуют поведению. «Примерка» разных ролей.
Феномен «горькой конфеты»: мотив соблюдения правил – сильнее мотива получить желаемое (может не радоваться полученному нечестно).
13 лет
14 лет
15 лет
17 лет
20 лет
25 лет
40 лет
60 лет
70 лет
13 лет
14 лет
15 лет
17 лет
20 лет
25 лет
40 лет
65 лет
70 лет
Кризис двенадцати лет
Кризис пятнадцати лет
Кризис семнадцати лет
Кризис среднего возраста
Интимно-личностное
общение, познание себя
Деятельность учебно-
профессиональная
формальные операции
Становление
формальных операций
Формальные операции,
абстрактное мышление
Мозг перестает расти,
но развивается
Пик развития серого
вещества мозга
Пик развития белого
вещества мозга
Пик эмоционального
интеллекта
Замедление
когнитивных процессов
Развитие областей,
отвечающих за эмоции,
самоконтроль
и социализацию
Идентичность /
спутанность ролей,
непризнание,
зависимость
Близость, любовь /
изоляция, одиночество
Целостность, мудрость / отчаяние, страх смерти
Продуктивность / застой, отрицание нового
Внешний слой мозга истощается, сжимается белое вещество — замедляются когнитивные процессы, особенно память и ориентация в пространстве.
Мозг становится более устойчивым к негативным эмоциям.
Включает в себя понимание
и регуляцию собственных эмоций, мотивацию, эмпатию и социальные навыки. Развивается на протяжении всей жизни вместе с опытом общения.
Белое вещество головного мозга достигает максимального объема: пик нейронных связей обоих полушарий, отделов центральной нервной системы 
и краткосрочной памяти.
Серое вещество контролирует все функции организма: восприятие и мышечную активность, память, эмоции, мышление и речь. Достигают пика эффективности области мозга, отвечающие за язык и речь, пространственную ориентацию, сенсорные и двигательные способности, способность запоминать новое.
12–17: Несогласованное развитие областей мозга — рационального и эмоционального, склонность
к риску и зависимостям, перепадам настроения.
Лимбическая система (эмоции)
и префронтальная кора (самоконтроль) развиваются последними в этом возрасте.

15–17: Развитие способностей подростков к пониманию социального взаимодействия
и дружбы, формирование самооценки, подверженность социальной тревожности.
Изоляция нейронов (покрытие миелиновой оболочкой) ускоряет проводимость нервных импульсов. Она начинается
с рождения и продолжается
до 25–30 лет снизу вверх по мозгу: миелиновая оболочка покрывает разные части мозга
в разное время.
Социальная ситуация: расширение сферы социальной активности и изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями
Новообразования: чувство «взрослости», личностная рефлексия (самосознание), открытие своего «Я».
Социальная ситуация: самообразование, общение
в контексте учебной или профессиональной деятельности — секции, курсы, работа.
Новообразования: профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций.
Социальные отношения: группы сверстников.
Описание: эксперименты
с ролями, поиск себя.
Результат: самоопределение, преданность и верность.
Социальные отношения: человечество, близкие.
Описание: оценка вклада
в общество, поиск смысла жизни.
Результат: мудрость, целостность.
Социальные отношения: профессия, родной дом.
Описание: вклад в общество, семью.
Результат: творчество, развитие, забота.
Социальные отношения: друзья, любимые.
Описание: опыт установления близких отношений.
Результат: сотрудничество, любовь.
Изменение представления ребёнка о себе в связи с началом полового созревания
и появлением способности
к рефлексии своих чувств
и действий.
поздняя зрелость
средний возраст ↑
ранняя зрелость
Вступление человека во взрослую жизнь, смена стиля жизни, вида деятельности и круга общения.
Закономерности развития после 17 лет зависят от огромного многообразия выбора жизненных путей человека.
Изменение места в обществе: желание видеть себя в роли взрослого и видеть отношение
к себе как к взрослому, но родители и другие взрослые в окружении ещё не готовы к этому.
Изменение оценки своего опыта, возможностей и жизненных целей.
Анализ проблемных ситуаций
с использованием гипотетических трансформации событий, объектов и систем.
Понимание пропорций, динамического и статического равновесия, относительного движения и вероятности.
Метапознание — осознание
и анализ собственных мыслительных процессов.
Некритичность к исходным данным, способность строить
на их основе гипотетические рассуждения. Комбинации объектов и их отношений.
Мышление гипотезами, предложениями (развитие «логики высказываний»
в противовес сформированной ранее логике реальных
и представляемых объектов).
источники
Википедия (ru / en) ● Todorova A. (2024) Examining emotional intelligence evolution with age: insights from Bulgarian digital entrepreneurs of different generations, IIMT Journal of Management, Vol. 1 No. 1, pp. 5–23 ● Human brain development: Charles A. Nelson, University of Minnesota ● Kluger J. (2012) Your Brain: A User's Guide, Time Inc. Specials / Time Magazine ● Charles A. Nelson, University of Minnesota: Human brain development ● Adrienne L Tierney, Charles A. Nelson. Brain Development and the Role of Experience in the Early Years.
Изображение от vecstock на Freepik.
Дата публикации: март 2025
Made on
Tilda