Кризис трех лет:
«Я — сам»
дооперациональные
представления
Деятельность предметно-
манипулятивная
Учебная деятельность,
действия операционно-
технические
Символическая функция,
интериоризация схем действия
Интуитивное мышление
с опорой
на расчлененные
представления
Самостоятельность /
стыд, сомнения,
зависимость
Формирование
префронтальной коры
Пик развития высших
когнитивных функций
Распад избыточных
нейронных связей
зрительной и слуховой
областей мозга
Мозг достигает 98%
объема
Инициативность /
пассивность, вина
Компетентность /
неполноценность,
инерция
Мозг достигает 98% объема взрослого человека. Далее усиливается взаимодействие полушарий и повышается эффективность работы мозга.
В зависимости от получаемого опыта развиваются соответствующие нейронные связи.
Изменение нейронов, укрепление нейронных связей под действием опыта, ослабевание и разрушение неиспользуемых связей. Лучшее время для обучения.
Распад избыточных, неиспользуемых связей в областях коры, отвечающих за зрительное и слуховое восприятие — повышение эффективности работы мозга.
Пик развития областей мозга, отвечающих за высшие когнитивные функции: память, язык, коммуникацию и рассуждение.
Формирование отделов мозга, отвечающих за высшие когнитивные функции, контроль рефлексов и действий.
Префронтальная кора достигает полноценного развития в конце подросткового возраста.
Социальная ситуация: «ребёнок — близкий взрослый» и «ребёнок — социальный взрослый».
Новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, воля, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов, теоретическое мышление.
Восприятие и усвоение слов, названий предметов.
Социальная ситуация: распад совместной деятельности с взрослым, поведение взрослого — модель совместной деятельности со сверстниками.
Новообразования: постепенное преодоление эгоцентризма, усвоение категорий добра и зла, открытие себя как носителя внутреннего мира, иерархия мотивов, высокая познавательная мотивация — желание учиться, произвольность поведения, формирование наглядно-образного мышления и знаково-символической функции сознания (предмет в качестве заместителя другого).
Говорение слов, предложений, речевое взаимодействие.
Социальная ситуация: самостоя-тельность передвижений, интерес к предметам, взрослый —
помощник при действиях с ними.
Новообразования: речь, открытие себя как субъекта деятельности, гордость за свои достижения; наглядно-действенное мышление.
Социальные отношения:
родители.
Описание: в процессе успешного выполнения задач формируется самостоятельность, в случае неуспеха — стыд и сомнения.
Результат: независимость.
Социальные отношения: родители, братья и сестры.
Описание: инициатива в выполнении некоторых задач (успех или неуспех).
Результат: целеустремленность.
Социальные отношения: школа, соседи.
Описание: развитие способностей в процессе успешной деятельности
или чувства неполноценности —
в случае неуспеха.
Результат: овладение знаниями.
Образование систем логических операций над объектами, их классами и отношениями.
Операции связаны с манипулированием объектами (реальным и воображаемым).
Способность структурировать совершаемые внешние действия (структурировать словесное рассуждение ещё не умеют).
Классификация, группировка объектов, расположение в ряд, лучшее осознание логики, сохранения (веса, объема)
и обратимости операций.
Использование и манипулирование символами на начальном логическом уровне.
Действия с представлениями объединяются, координируются
в более сложные операции.
Любопытство, много вопросов, интерес к рассуждению
и познанию причин.
Логика и интуиция постепенно преобладают над восприятием.
Осознание константности образов, их классификация — перенос свойств объектов друг на друга.
Эгоцентризм — неспособность взглянуть на свою точку зрения
со стороны, как на одну
из возможных. Неумение думать
о своих мыслях. Нет стремления обосновывать свои рассуждения или искать в них противоречия.
Представление объектов с помощью мысленных образов, обозначение их названиями и символами, пока без учета различных аспектов ситуации (например, рисунок семьи без учета масштаба и точных черт).
Сосредоточение на одной, самой заметной особенности предмета и пренебрежение остальными признаками.
детство / игровой возраст ↓
Ребёнок ещё не владеет необходимыми операционно-техническими средствами деятельности, соответствующей его сформированным мотивам. Создаётся основа для выделения самого себя в мире людей, мотивы становятся автономными.
Ребёнок открывает себя как субъект деятельности, происходит перестройка отношений между ребёнком и взрослым в пользу большей автономии ребёнка.
Яркая симптоматика кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.
Потеря непосредственности: секреты, обдумывание последствий действий, переживания и желания не соответствуют поведению. «Примерка» разных ролей.
Феномен «горькой конфеты»: мотив соблюдения правил – сильнее мотива получить желаемое (может не радоваться полученному нечестно).