Развитие эстетического восприятия по методу VTS
Как организовать и провести развивающую дискуссию о картине
«Стратегии визуального мышления» (visual thinking strategies, VTS) — несмотря на использование термина «визуальное мышление», эта методика фокусируется на развитии эстетического восприятия, критического мышления и визуальной грамотности в ходе обсуждения изображений.

Методика была разработана в ходе более чем десятилетнего научного исследования, протестирована и усовершенствована преподавателями и музейными работниками. В настоящее время он широко используется в образовательных учреждениях по широкому спектру дисциплин, в музеях и галереях. Метод VTS оказался полезным для предметно-ориентированных дискуссий благодаря своей простоте, инклюзивности и высокой эффективности.

Суть VTS — групповое обсуждение подобранного учителем или ведущим изображения по трем вопросам, без привязки к фактам и конкретным знаниям об изображении, но с акцентом на личную интерпретацию.


Содержание


  • Как появился метод VTS?
  • Польза методики
  • Как выбирать изображения для дискуссий?
  • Правила — перед началом дискуссии
  • Вопросы для дискуссии
  • Как подводить итоги дискуссии
Как появился метод VTS?
Метод был разработан в 1990-е годы в США. Когнитивный психолог Эбигейл Хаузен (Abigail Housen) в течение многих лет изучала эстетическое развитие, защитив в 1983 году в Гарварде докторскую диссертацию по этой теме «Взгляд зрителя: измерение уровня эстетического развития» («The eye of the beholder: Measuring aesthetic development»). В том же году Филип Йенавайн (Philip Yenawine) стал директором отдела образования в Нью-Йоркском музее современного искусства (MoMA) и начал свою работу с изучения эффективности образовательных методик, используемых в музее. Вместе с коллегами он разрабатывал стратегию повышения визуальной грамотности аудитории.

Э. Хаузен и Ф. Йенавин на основе общего интереса познакомились в 1988 году и начали работать вместе над оценкой образовательных программ MoMA. Их совместные исследования показывали, что учителя школ и преподаватели колледжей и университетов сами не обладали опытом анализа изображений и не могли учить этому других. Коллеги выяснили и то, что при правильной подготовке учителя могут оказывать значительное влияние на эстетическое развитие своих учеников.

Они публиковали результаты своих исследований, работали с учебными организациями и музеями, в январе 1994 года впервые опробовали метод за пределами США, в частности, в Санкт-Петербурге и многих других городах и странах мира.

В январе 1995 года Э. Хаузен и Ф. Йенавин основали некоммерческую организацию Visual Understanding in Education (VUE, дословно — «Визуальное понимание в образовании») для дальнейшего развития своих исследований и практики.
Польза методики
Метод развития умений внимательно изучать изображения, картины, фото, формулировать и аргументировать свои наблюдения оказался полезным для обучения чтению визуальных данных любого рода, что особенно полезно в естественных науках, обществознании, истории, а также в математике и, конечно, творческих сферах.

VTS не только помогает развивать способности интерпретировать, обсуждать и извлекать смысл из информации, представленной в виде изображения, но и коммуникативные навыки, побуждая участников дискуссий делиться своими идеями, слушать других и уважать разные точки зрения.
Как выбирать изображения для дискуссий?
Для дискуссии в формате VTS необходима картина или другое изображение (фото, коллаж, рисунок), которое стимулирует дискуссию. Изображения может быть адаптировано к теме урока и станет отправной точкой размышлений учащихся об этой теме.

Какие изображения и для каких целей можно использовать:
  • изображение с множеством деталей, которое стимулирует наблюдательность и коммуникацию, подталкивает к обсуждению;
  • неоднозначное изображение, которое можно интерпретировать по-разному и продемонстрировать разные точки зрения на один объект или явление;
  • изображение, вызывающее эмоции, споры или обсуждение ценностей;
  • изображение, вводящее в заблуждение — для обсуждения манипуляций в СМИ;
  • абстрактное произведение изобразительного искусства — для беседы о его качествах или элементах искусства.

Дополнительную информацию об изображении — его название, автора, время создания и источник — не предоставляют намеренно. Эти данные влияют на восприятие картины и могут подавлять творческое и критическое мышление, направляя его и последующую беседу в конкретное русло. В методике VTS лучше изучать только само изображение и создавать множество его альтернативных интерпретаций, строить догадки и разгадывать их. Без подписей и фактов об изображении зрители рассматривают его целиком и обращают внимание на детали, которые в противном случае могли бы быть упущены из виду.
Правила — перед началом дискуссии
Дискуссия по методике VTS выстраивается вокруг изображения: учитель или ведущий показывает его и задает вопросы участникам. Важно, чтобы все чувствовали себя свободно, не боялись делиться своими мыслями об изображении с остальными участниками.

Для этого перед началом дискуссии нужно рассказать правила:
  1. Правильных и неправильных ответов нет — ценно любое мнение.
  2. Важно выслушивать каждого участника.
  3. Всегда говорит только один человек, слушайте и говорите уважительно, не перебивайте других.
  4. Прежде, чем говорить, поднимите руку и дождитесь, пока учитель / ведущий даст вам слово.
  5. Говорите кратко и сосредоточьтесь на одной идее, чтобы все успели высказать свое мнение.
Вопросы для дискуссии
После того, как все узнали правила, ведущий показывает изображение и задает первый вопрос. Участникам дается время на изучение изображения, а затем возможность поделиться своими наблюдениями и идеями с группой или классом.

Вопрос 1. Что происходит на этом изображении?
Предложите участникам дискуссии поделиться своими мыслями или записать их. Лучше, чтобы участники говорили свободно сами и обсуждение было естественным, но если этого не происходит, можно дать несколько подсказок:
  • Как вы думаете, кто изображен на фото / кто сделал фото?
  • Что делает персонаж на картине (модель на фото)? Что делает фотограф? Какие эмоции передает картина или фото?
  • Где находится модель, а где — фотограф?
  • Каковы отношения между персонажем и художником (моделью и фотографом)?
  • Когда была сделана фотография? Что произошло до / после?
  • Почему мы обсуждаем эту картину сейчас? Зачем была сделана эта фотография?

Выслушав мнения всех участников по первому вопросу, учитель или ведущий подытоживает вклад каждого, перефразируя его наблюдения без каких-либо положительных или отрицательных оценок и комментариев: ничье мнение не должно выглядеть лучше или хуже других. Затем задает следующий вопрос.

Вопрос 2. Что из того, что вы видите, указывает на это?
Здесь участникам нужно помочь мыслить критически, побуждая их аргументировать каждое из своих наблюдений и предположений — уточнить, доказать или дополнить свой ответ на первый вопрос.
Например, спросите: «Ваш ответ на первый вопрос основан на:
  • Выражении лица, взгляде, физических характеристиках главного героя?
  • Деталях на переднем и заднем плане?
  • Качестве, кадрировании / композиции, цвете, тоне фотографии?
Подытожив ответы на второй вопрос, можно задавать следующий.

Вопрос 3: Что ещё вы видите?
Продолжайте задавать участникам этот вопрос, пока не закончатся идеи.
Ценность методики в том, чтобы уделить время изучению изображения и показать, как можно больше деталей как можно большему числу участников. Это демонстрирует широту восприятия людей и возможные интерпретации одного и того же сюжета.
Как подводить итоги дискуссии
Продолжайте спрашивать: «Что ещё вы видите?». Можно предложить участникам посмотреть на изображение сверху вниз и слева направо, чтобы полностью рассмотреть каждую его часть. Хорошее обсуждение должно длиться не меньше 20 минут.

Дополнительно по итогам дискуссии можно сделать следующее:
  • Предоставить факты об изображении и попросить участников дискуссии сравнить свои идеи с идеями художника (фотографа) — проверить свои догадки.
  • Обсудить, какие навыки участники приобрели в ходе дискуссии. Что нового узнали об анализе произведений искусства (изображений, фото)?
  • Какие предубеждения (стереотипы) участники обнаружили в себе и как они повлияли на интерпретацию изображения?
  • Чем участникам может быть полезны открытия, сделанные в ходе дискуссии?

Если обсуждение было письменным, предложите участникам собрать все свои идеи, придумать рассказ об изображении и написать его.
Обзор визуальной грамотности как концепции Зрительное восприятие
Made on
Tilda