Термин «визуальная грамотность» в 1939 году впервые
использовал Р. Т. Дэвис в работе «Художественный музей и средняя школа», где он описал образовательный потенциал музея как пространства, способствующего развитию способности воспринимать и понимать визуальные объекты. Эта публикация стала одним из первых свидетельств осознания важности
визуального опыта в образовательном процессе. Р.Т. Дэвис опирался на идеи искусства как универсального опыта, необходимого для формирования мышления и восприятия, предложенные философом и педагогом Дж. Дьюи, чьи взгляды заложили теоретическую основу для последующего понимания визуальной грамотности как неотъемлемой части общего образования.
В начале XX века О. Нейрат, один из основателей школы Баухаус, создал первую системную
визуальную грамматику — набор правил и принципов визуального языка. Эта грамматика оказала значительное влияние на развитие инфографики и визуализации данных, став фундаментом для современных систем визуальной коммуникации.
В середине XX века М. Маклюэн и В. Ланье обратили внимание на то, что с появлением новых медиа и технологий меняются способы восприятия и обработки зрительной информации. Они показали, что
новые формы коммуникации требуют формирования соответствующих навыков, что привело к интеграции визуальной грамотности в сферу медиаобразования.
В конце 1960-х годов Дж. Дебес сформулировал одно из самых известных определений визуальной грамотности и сыграл ключевую роль в институционализации этого направления, основав
Международную ассоциацию визуальной грамотности (IVLA). Он определил визуальную грамотность как совокупность зрительных компетенций, которые развиваются через наблюдение и связь визуального опыта с другими сенсорными каналами.