с чего начать изучение визуальной грамотности?
Краткий обзор концепции, история развития и главные идеи
Визуальная грамотность — это целый пласт знаний и практик, который помогает современному человеку ориентироваться в мире, где его окружает визуальная информация. Если вы только начинаете исследовать эту тему, эта статья может стать для вас отправной точкой: здесь собраны ключевые идеи, исторические этапы становления концепции и направления для дальнейшего самостоятельного изучения.


Содержание
Почему визуальная грамотность заслуживает внимания?
Визуальная грамотность — это способность воспринимать, интерпретировать и создавать визуальные сообщения, которая становится всё более важной в современном мире, насыщенном изображениями, графиками, видео и мультимедиа. В отличие от традиционной грамотности, связанной с чтением и письмом, визуальная — расширяет понятие коммуникации, позволяя «читать» и «писать» на языке зрительных образов. В информационную эпоху, когда изображения составляют значительную часть потока получаемых нами данных, умение осмысленно взаимодействовать с ними приобретает особое значение для образования, профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Почему развитие визуальной грамотности считается важным?

Во-первых, современный человек ежедневно сталкивается с огромным потоком визуальной информации — от статичных изображений и инфографики до видео и мультимедийных презентаций. Зрение — ведущий канал восприятия, через который поступает большая часть информации об окружающем мире, чем через все остальные. Знаки и символы — это универсальный язык для передачи смысла, часто не зависящий от вербального языка, что делает визуальную коммуникацию более доступной и эффективной, особенно в условиях глобализации и многоязычия.

Во-вторых, визуальная грамотность включает не только умение воспринимать изображения, но и способности их анализировать, интерпретировать и критически оценивать. Сегодня визуальный контент часто используется для манипуляций и дезинформации: навык «‎видеть»‎ правду и ложь становится необходимыми для формирования осознанного и критического отношения к информации.
Глаз — это окно в мир, но только ум делает его прозрачным.
В. Кандинский
"О духовном в искусстве" (1911)
В-третьих, визуализация способствует более эффективному усвоению и запоминанию информации. Известна формула профессора Дж. Брунера, согласно которой люди запоминают около 70% того, что видят и делают, и только 10% того, что слышат. То есть визуальные средства — это мощный инструмент познания и обучения.

Кроме того, развитие визуальной грамотности способствует формированию навыков визуального мышления — способности создавать и оперировать ментальными образами, важной для решения творческих и аналитических задач. Визуальная грамотность помогает нам ориентироваться в сложном информационном пространстве, эффективно использовать мультимедийные технологии для познания и коммуникации и адаптироваться к постоянно меняющимся условиям цифровой среды.

Наконец, визуальная грамотность расширяет возможности коммуникации и делает доступной информацию для людей с разным уровнем языковой подготовки и особенностей восприятия. Визуальные средства — образы и символы — часто служат «‎мостом»‎ между разными людьми, культурами и поколениями, облегчая обмен знаниями и опытом.

Таким образом, развитие визуальной грамотности является ключевым условием успешного взаимодействия в современном информационном обществе, обеспечивая не только понимание и создание визуальных сообщений, но и критическую оценку визуального контента, что способствует более эффективной и осознанной коммуникации.
Краткая история и ключевые идеи
Термин «визуальная грамотность» в 1939 году впервые использовал Р. Т. Дэвис в работе «Художественный музей и средняя школа», где он описал образовательный потенциал музея как пространства, способствующего развитию способности воспринимать и понимать визуальные объекты. Эта публикация стала одним из первых свидетельств осознания важности визуального опыта в образовательном процессе. Р.Т. Дэвис опирался на идеи искусства как универсального опыта, необходимого для формирования мышления и восприятия, предложенные философом и педагогом Дж. Дьюи, чьи взгляды заложили теоретическую основу для последующего понимания визуальной грамотности как неотъемлемой части общего образования.

В начале XX века О. Нейрат, один из основателей школы Баухаус, создал первую системную визуальную грамматику — набор правил и принципов визуального языка. Эта грамматика оказала значительное влияние на развитие инфографики и визуализации данных, став фундаментом для современных систем визуальной коммуникации.

В середине XX века М. Маклюэн и В. Ланье обратили внимание на то, что с появлением новых медиа и технологий меняются способы восприятия и обработки зрительной информации. Они показали, что новые формы коммуникации требуют формирования соответствующих навыков, что привело к интеграции визуальной грамотности в сферу медиаобразования.

В конце 1960-х годов Дж. Дебес сформулировал одно из самых известных определений визуальной грамотности и сыграл ключевую роль в институционализации этого направления, основав Международную ассоциацию визуальной грамотности (IVLA). Он определил визуальную грамотность как совокупность зрительных компетенций, которые развиваются через наблюдение и связь визуального опыта с другими сенсорными каналами.
Визуальная грамотность — это способность интерпретировать, анализировать и извлекать смысл из информации, представленной в виде изображения.
Дж. Дебес
Выступление на первой национальной конференции по визуальной грамотности (1969)
В области когнитивных наук Дж. Гибсон и А. Пайвио заложили основы понимания визуального мышления и восприятия, продемонстрировав, как зрительная информация способствует обучению и познанию.

В 1980–1990-х годах Д. Дондис, Г. Кресс и Т. Ван Лиуен разработали теории визуального языка и грамматики, что позволило системно анализировать визуальные тексты и визуальную коммуникацию в целом.

В начале XXI века М. Авгерину, Р. Петерсон и Дж. Эриксон предложили модель визуальной грамотности, включающую пять взаимосвязанных компонентов:

  1. Зрительное восприятие — базовая способность воспринимать визуальные стимулы, различать формы, цвета и движение.
  2. Обучение и познание с опорой на зрительный канал — процесс усвоения знаний через визуальные средства, использование зрительной информации для мышления и запоминания.
  3. Визуальное мышление — способность создавать и оперировать ментальными образами, использовать визуальные стратегии для решения задач.
  4. Визуальный язык — система знаков и символов, с помощью которых передаётся визуальная информация, включая графику, иконографику и схемы.
  5. Визуальная коммуникация — процесс передачи и обмена визуальной информацией между людьми с учётом культурного и социального контекста.

Эта модель стала важным шагом в систематизации знаний о визуальной грамотности и широко используется в современных исследованиях и образовательных практиках.
Современное понимание и направления развития визуальной грамотности
В XXI веке визуальная грамотность рассматривается как комплексная компетенция, включающая не только восприятие изображений, но и критическое осмысление, создание визуальных сообщений и понимание их социального и этического контекста. В условиях цифровизации и мультимодальных коммуникаций визуальная грамотность становится важной частью образовательных программ, а также профессиональных навыков.

Самые известные организации, занимающиеся визуальной грамотностью сегодня, — это Международная ассоциация визуальной грамотности (The International Visual Literacy Association / IVLA) и Visual Literacy Today. Первая — объединение исследователей из разных стран мира, которые делятся своими открытиями в теории, и чаще, в практике использования визуальных материалов в образовании. Вторая — собрание библиотекаря Д.С. Томпсон рекомендуемых к прочтению книг, обширной аннотированной библиографии визуальной грамотности. Анализ материалов этих сайтов помогает понять, чем занимаются исследователи визуальной грамотности сегодня и каковы тенденции развития этой предметной области.

Учителя и студенты во всем мире используют инфографику, анимацию, видео и другие визуальные инструменты для повышения эффективности усвоения информации и развития творческого мышления. Визуальная грамотность помогает не только воспринимать визуальный контент, но и критически его анализировать, выявлять возможные манипуляции, стереотипы и дезинформацию.

Отдельное внимание в современных исследованиях уделяется вопросам инклюзивности — созданию доступных визуальных материалов для людей с разными возможностями восприятия. Также развивается направление оценки визуальной грамотности, разрабатываются методики и стандарты, позволяющие системно развивать и измерять уровень владения визуальными навыками.
Умение видеть сравнимо с другими фундаментальными или основными физическими навыками, такими как речь, ходьба и использование рук.
О. Хаксли
«The Art of Seeing» (1943)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
В основе формирования навыков интерпретации визуальных образов — сложное взаимодействие восприятия, когнитивной обработки и моторных функций, а также современные методы визуализации и цифровые технологии. По этой причине развитие визуальной грамотности связано с исследованием и развитием следующих психологических процессов.
  1. Зрительное восприятие и внимание. Восприятие визуальных образов начинается с работы зрительного анализатора — сетчатки, зрительных путей и коры головного мозга. Процесс включает выделение значимых элементов изображения, различение форм, цветов, контуров и движений. Важным компонентом является избирательное внимание, которое позволяет фокусироваться на ключевых деталях образа и фильтровать лишнюю информацию. Нарушения в развитии базовых функций восприятия, движений глаз или дефицит внимания затрудняют восприятие и понимание визуального контента.
  2. Когнитивная обработка. После первичного восприятия происходит сравнение визуальной информации с уже имеющимися знаниями и опытом. Это включает процессы памяти, ассоциаций, классификации и абстрагирования. Например, при чтении текста образ букв связывается с фонетическими и лексическими представлениями, что обеспечивает понимание смысла.
  3. Визуальное мышление и воображение. Способность создавать и манипулировать ментальными образами позволяет не только воспринимать, но и активно осмысливать зрительные данные, прогнозировать развитие событий, находить решения задач. Визуальное мышление тесно связано с творческими и аналитическими способностями: это важно не только для интерпретации символов, схем и инфографики, но и для взаимного развития этих способностей.
  4. Сенсомоторная интеграция и обучение. Формирование навыков интерпретации зрительных образов связано с координацией зрительных, моторных и речевых функций. Например, при обучении письму или чтению зрительное восприятие букв сопровождается речедвигательными и слуховыми процессами, что способствует закреплению знаний. Осознанное формирование зрительно-двигательных образов помогает переходить от их механического копирования к осмысленному действию.
  5. Критическое мышление и рефлексия. Важным этапом является развитие умения анализировать визуальный контент, задавать вопросы о его источнике, целях и смыслах, а также оценивать достоверность и этичность визуальных сообщений. Это обеспечивает защиту от манипуляций и способствует формированию осознанного восприятия. Дискурсивный анализ визуальных сообщений — в их связи с контекстом, ситуацией общения и другими факторами, влияющими на восприятие изображений.


ТЕХНОЛОГИИ
Визуальная грамотность на протяжении всей истории развития связана с технологиями своего времени — графикой в начале прошлого века, телевидением и фотографией — в середине. И сегодня она связана с технологиями нашего времени и развивается параллельно им.
  1. Цифровые технологии визуализации. Современные средства визуализации — компьютерная и интерактивная графика, инфографика, дополненная и виртуальная реальность — расширяют возможности представления и восприятия информации и требуют от пользователя новых навыков навигации и интерпретации мультимодальных данных.
  2. Инструменты поддержки восприятия. Технологии адаптивного дизайна, альтернативные тексты, аудиосопровождение и другие средства делают визуальный контент доступным для людей с разными возможностями восприятия.
  3. Обучающие платформы и методики. Использование цифровых образовательных ресурсов с визуальными элементами способствует развитию навыков визуальной грамотности через интерактивные упражнения, моделирование и обратную связь.

Можно сказать, что визуальную грамотность, спустя 80 лет с момента появления термина, рассматривают как результат сложного взаимодействия биологических, когнитивных и социальных процессов, поддерживаемых современными технологическими средствами. Понимание этих механизмов помогает создавать эффективные методики обучения и развивать критическое восприятие визуальной информации в условиях информационной эпохи.


В каком направлении развивается визуальная грамотность?
Анализ деятельности самых крупных сообществ визуальной грамотности позволяет сделать вывод, что визуальная грамотность будет развиваться в следующих направлениях:

  1. Интеграция визуальных методов обучения в различные дисциплины. Визуальная грамотность станет неотъемлемой частью не только искусства и дизайна, но и науки, техники, медицины и других областей. Это потребует разработки междисциплинарных подходов и методик, которые будут учитывать специфику каждой дисциплины. Исследователи подчёркивают важность визуального языка, визуального мышления, визуального обучения, визуальной коммуникации и визуального восприятия в различных предметных областях.
  2. Развитие критической визуальной грамотности. В условиях информационной перегрузки и распространения поддельных изображений и видео развитие навыков критической оценки визуальной информации становится особенно важным. Это требует разработки методов обучения, которые помогут учащимся различать достоверную и недостоверную информацию, анализировать контекст и цели её создания. Необходимость развития умений осмысленно воспринимать визуальные сообщения также соответствует трендам в области образования и медиаграмотности.
  3. Использование новых технологий. Развитие виртуальной и дополненной реальности, а также других цифровых инструментов открывает новые возможности для развития визуальной грамотности. Эти технологии могут быть использованы для создания методик обучения с погружением (immersive learning experiences), которые помогают лучше понимать и запоминать визуальную информацию.
  4. Сотрудничество между учёными, педагогами и практиками. Разработка эффективных методов обучения визуальной грамотности требует сотрудничества между представителями разных областей. Это может включать обмен опытом, совместные исследования и разработку образовательных программ. Речь идет как о совместных исследованиях представителей разных научных областей (образование, психология, дизайн, компьютерные технологии) — междисциплинарных исследованиях, так и о взаимодействии практиков и теоретиков.
С чего начать самостоятельное изучение?
Для того, чтобы лучше разобраться в предметной области визуальной грамотности можно предпринять следующие шаги:
  • изучите базовые понятия и определения, предложенные разными исследователями в разное время, а также ключевые компоненты визуальной грамотности (визуальный язык и мышление, визуальное обучение, визуальная коммуникация и восприятие);
  • познакомьтесь с основными теориями и моделями, объясняющими, как люди воспринимают и интерпретируют визуальную информацию (лучше всего об этом пишут M. Avgerinou и R. Pettersson (2008-2020), Debes J.L. (1969), Elkins J. (2005), Knuth R. (1998), McKenna M.C. (2000), Gillespie S.E. (2002) и Seels B.B. (1994));
  • попробуйте найти области применения навыков визуальной грамотности в своей повседневной жизни и учёбе: анализируйте изображения, кино, используйте технологии для визуализации информации и развития навыков создания визуальных сообщений.
Заключение
Несмотря на значительный прогресс, визуальная грамотность как область знаний и практик сталкивается с рядом вызовов:
  • отсутствие единого и общепринятого определения затрудняет разработку универсальных образовательных стандартов и программ;
  • недостаточная интеграция визуальной грамотности в образовательный процесс;
  • отсутствие доступа к современным технологиям и качественным образовательным ресурсам у большого количества школьников, студентов и учителей;
  • дефицит квалифицированных педагогов, способных преподавать визуальную грамотность на современном уровне;
  • сложности с объективной оценкой уровня развития визуальной грамотности;
  • этические вопросы, связанные с манипуляциями визуальной информацией.

Решение этих проблем требует междисциплинарного подхода и совместных усилий педагогов, исследователей, дизайнеров и специалистов по коммуникациям.

Представленный обзор отражает основные этапы становления и развития визуальной грамотности, а также современное ее состояние и направления развития. Материал может служить отправной точкой для более глубокого погружения в тему. Освоение визуальной грамотности открывает новые возможности для понимания визуальной культуры, повышения эффективности коммуникации и критического восприятия информации.
Made on
Tilda