Современные научные представления о зрительной памяти
Классификации, типы и нейронные механизмы
Ниже — пересказ научной статьи: Рычкова, С. И., Курышева, Н. И., Лавер, А. Б., & Толмачева, А. И. (2025). Современные представления о механизмах зрительной памяти (обзор литературы). The EYE ГЛАЗ, 27(1), 43–53. https://doi.org/10.33791/2222-4408-2025-1-43-53.

Все научные статьи по визуальной грамотности — здесь.
Память находится в центре любой интеллектуальной деятельности человека: ни одна из психических функций не может быть осуществлена без ее участия. Однако механизмы ее работы еще не до конца ясны.

Цель статьи — изучение публикаций, посвященных современным представлениям о механизмах зрительной памяти человека для определения перспективных научных направлений в этой области. Для достижения цели проведен анализ 58 публикаций за последние 15 лет на таких ресурсах, как Google Scholar, PubMed, eLibrary, Crossref Metadata Search.


Содержание
  • Что такое зрительная память и почему она важна?
  • Классификация видов зрительной памяти
  • Нейрофизиология зрительной памяти
  • Итоги и перспективы исследований
Что такое зрительная память и почему она важна?
Память — это основа всех наших интеллектуальных способностей. Без памяти мы не смогли бы узнавать мир, учиться, запоминать и использовать опыт. Зрительная память — это способность запоминать, хранить и воспроизводить визуальную информацию: образы, цвета, формы, расположение объектов в пространстве.

Эта способность играет ключевую роль в повседневной жизни каждого человека, начиная от узнавания знакомых лиц и заканчивая сложными задачами вроде навигации по городу или усвоения учебного материала. Но, несмотря на десятилетия исследований, учёные ещё далеко не всё знают о том, как устроены механизмы зрительной памяти.
Классификация видов зрительной памяти
В зависимости от основания исследователи выделяют следующие виды памяти:

  1. По времени закрепления и сохранения материала выделяют сенсорную (иконическую), кратковременную, оперативную (рабочую), долговременную, генетическую (наследственную, видовую).
  2. По преобладающему анализатору — зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.
  3. По характеру целей деятельности — непроизвольную и произвольную.
  4. По способу запоминания — механическую и смысловую.
  5. По характеру запоминаемого материала — цветовую, память на числа, на наглядно-образное содержание, на абстрактное содержание, на математические формулы, на лица.
  6. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, — двигательную (моторную), эмоциональную, образную, словесно-логическую (смысловую, вербальную).

Суть памяти — сохранением образов во времени, поэтому остановимся на классификации №1.

Сенсорная / иконическая память — очень кратковременное хранение визуальной информации (около 0,3–1 секунды), которое поддерживает впечатление от быстро меняющихся стимулов.

Кратковременная и рабочая / оперативная память — сохранение и обработка информации на несколько секунд или десятков секунд, объемом примерно 5–10 элементов.
Рабочая зрительная память рассматривается как активный когнитивный механизм, который извлекает и использует нужную информацию из долговременной памяти для решения текущих задач.

Исследования показывают, что рабочая память уфнкционирует как своеобразная «парковка» или многоуровневое хранилище, где свежая и наиболее важная информация располагается ближе к «выходу», то есть быстрее доступна и лучше запоминается.
В состоянии бодрствования при взаимодействии с внешним миром центральная нервная система получает и анализирует информацию, заслуживающую внимания. Для восприятия новых элементов в памяти должно быстро освобождаться место в то время, как прежняя информация «отодвигается» дальше, в более глубокие отделы памяти.
Коллектив авторов
Когда в памяти слишком много элементов, качество запоминания падает: люди начинают путаться, делать ошибки. Некоторые люди способны удерживать одновременно до 9–10 визуальных образов, но при попытках запомнить больше эффективность запоминания резко снижается.

Также обнаружено, что рабочая зрительная память активно взаимодействует с вниманием и движениями глаз, помогая дополнять пробелы в восприятии и удерживать целостную картину окружающего мира.

Долговременная память — пассивное длительное хранение образов (например, дни, месяцы, годы). Она не только хранит визуальные образы, но и включает процессы опознания с двумя компонентами:
  • чувство «знакомого» — автоматическое и быстрое ощущение, что виденный объект уже встречался.
  • направленное вспоминание — осознанное и вдумчивое извлечение деталей о предмете или событии. Практические примеры — вы можете узнать лицо, не сразу вспомнив имя, или наоборот.

Нейровизуализация показывает, что процессы памяти связаны с различной активностью в лобных, теменных и височных долях мозга, а гиппокамп играет ключевую роль в контроле памяти.
Нейрофизиология зрительной памяти
Рабочая память связана с активностью затылочной и теменной коры головного мозга — областей, отвечающих за восприятие и пространственную ориентацию.

Долговременная память задействует медиальную височную долю и гиппокамп — участки, связанные с хранением и воспроизведением информации.

Согласно модели J. Ninio, память организована в виде временных нейронных «гиперколонок», которые объединяются для выполнения конкретной задачи, например, распознавания лица. Нейроны гиперколонок расположены в разных слоях зрительной коры. Информация кодируется и пересылается между нейронами с помощью сложных процессов кодирования, в которых участвуют дендриты (отростки нейронов), способные сравнивать и перерабатывать поступающие сигналы. В поддержании и переработке зрительной информации, особенно в формировании цветовых и пространственных характеристик, может участвовать мозжечок.

Ассоциативные связи между элементами памяти (например, «лицо» — «имя» — «место встречи») играют ключевую роль в нахождении и воспроизведении нужной информации.
Итоги и перспективы исследований
Зрительная память — сложная, многоуровневая система, обеспечивающая удержание, обработку и воспроизведение визуальной информации на разных временных масштабах.

Современные исследования учитывают не только временные характеристики памяти, но и функциональные особенности и нейрофизиологические механизмы различных видов памяти.

До сих пор остаются вопросы, требующие дальнейшего изучения, особенно в клиническом аспекте (влияние заболеваний зрительного анализатора), а также роль мозжечка и интеграция различных областей мозга.
Визуальная грамотность как концепция Зрительное восприятие
Made on
Tilda