Графика vs живопись
Отличия двух самых распространенных способов изображения действительности
Графика и живопись — два самых известных и признанных способа создания изображений. Для художника это способы выразить себя — свое настроение, видение, эмоции — и поделиться этим со всеми окружающими. Все то, что другими средствами выразить невозможно. Когда художник что-то рисует или пишет красками, он выбирает: изобразить то, что он видит, или создать что-то новое, чего никто раньше не видел, и какой стиль для этого подходит лучше всего. В этой статье мы рассмотрим определения рисунка и живописи, а также разберем техники, которые относятся к этим видам изобразительного искусства.

Содержание

В чем разница между графикой и живописью?
Графика / рисование (от греч. graphikos — «писать, рисовать, царапать») — это процесс создания рисунка с помощью линий. Она часто носит репрезентативный характер и передает образ какого-либо места или предмета. Рисуют чаще всего так называемыми сухими материалами, такими как ручка, мел, уголь, карандаш, чернила или маркеры, и обычно — на бумаге, реже на холсте.

Рисуя, художник в первую очередь фокусируется на линиях и штриховке, и хотя можно рисовать цветными маркерами, цвет в рисунках часто отсутствует (или не является главным выразительным средством). Самыми известными и старинными примерами графики, в первую очередь, считают гравюры Альбрехта Дюрера и анатомические рисунки Леонардо Да Винчи. Художника, который работает в графическом стиле, называют рисовальщиком (или графиком), хотя и другие художники, например, художники комиксов, также используют рисунки.

Живопись (др.-греч. «ζωγραφία" — «живопись» / «живописать» — изображать живо, жизнеподобно) определяет использование краски или аналогичного жидкого материала, например, чернил, для создания художественных произведений с акцентом на цвета. Живопись, как и рисунок, может быть репрезентативной, но чаще, чем графика, — абстрактной или беспредметной.

Независимо от сюжета, живопись всегда фокусируется на формах, цвете и фактуре. Художник, работающий с красками, называется живописцем. Винсент Ван Гог, Леонардо Да Винчи, Рембрандт — одни из самых известных имён в искусстве живописи, но также все известные импрессионисты и экспрессионисты — это художники-живописцы. Написана ли картина кистью или мазком, губкой или каплями, размазана или разбрызгана краска на холсте — все равно это живопись.

Точно определить живопись или графику сложно, поскольку живопись может быть выполнена линиями и может быть монохромной, а рисунок — цветным. Эти два методами изображения очень похожи друг на друга: многие картины начинаются с наброска на холсте и только потом становятся разноцветными. Оба способа имеют один и тот же конечный результат — создание изображения или произведения искусства.
Что лучше: рисовать или писать красками?
Не существует правильного ответа на вопрос о том, какой метод создания произведений искусства лучше — графика или живопись. Все зависит от критериев. Например, на протяжении всей истории живописцы становились всё более известными и знаменитыми, что привело к ошибочному убеждению, что живопись элитарное искусство, а рисование — вспомогательное. Рисунок может «предвосхищать» живописное полотно или же выступать самостоятельным готовым произведением. Когда он представляет собой законченное произведение, его чаще ассоциируют с коммерческим искусством. Коммерческие виды искусства, использующие рисунок, включают архитектуру, графический дизайн, анимацию, графическое искусство и комиксы, а также дизайн одежды (фэшн-дизайн). Однако многие рисунки также считаются изящными или «высокими» видами искусства, включая работы «старых мастеров», таких как Микеланджело, Рафаэль, Караваджо, Рембрандт.
В течение столетий художники писали тени черными, и, только когда импрессионисты вгляделись в окружающий мир непредубежденным взглядом и точно изобразили то, что видели, всем стало ясно, что тени вовсе не черные, а цветные
Уильям Сомерсет Моэм
писатель
Зачем рисовать перед написанием картины красками?
В детстве нас часто учат рисовать прежде, чем мы научимся писать красками, точно так же, как нас учат ползать прежде, чем мы научимся ходить. Конечно, это не значит, что некоторые не начнут ходить сразу, пропустив этап ползания, или не смогут написать картину красками без рисунка в ее основе. Но чаще всего графика — база любого изображения.

Рисование считается основой искусства, которую художники всех направлений осваивают в процессе своего творческого обучения. Многие преподаватели часто подчеркивают необходимость создания прочной основы — рисования, прежде чем ученик начнёт заниматься живописью. Одна из практических причин, по которой детей сначала учат графике, заключается в том, что для рисования требуется меньше материалов: при рисовании карандашом легче исправлять ошибки, которых у новичков много. То есть рисование — это более лёгкий способ изображения, фиксации образов, которому нужно научиться перед тем, как перейти к их проработке в цвете.

Не все опытные графики впоследствии становятся мастерами живописи, и не все живописцы используют рисунок. Многие абстракционисты не создают рисованную основу, что не умаляет их мастерства. Также существует особая техника живописи — импасто (пастозная техника), предполагающая активное нанесение толстых слоев краски, крупных «жирных» мазков и формирование образов и объема без предварительной рисовки. Мастерами импасто считаются Ван Гог и Диего Веласкес.

Отдельным направлением графики считается прикладной рисунок, который используется для изучения и мышления в самых разных сферах, не связанных напрямую с искусством: в промышленном, интерьерном и ландшафтном дизайне, веб-дизайне и разработке компьютерных игр, в анимационном кино и рекламе.
Виды графики, самые сложные и легкие рисунки
Виды рисования обычно определяются стилем и темой. Распространены следующие виды рисования.
  • рисунок с натуры — это реалистичное изображение, созданное на основе непосредственных наблюдений реальных объектов, изображения человеческой фигуры — наиболее излюбленные темы в этом жанре;
  • рисованная иллюстрация — плод воображения, не подчиняющийся ограничениям реальности, встречается в книгах, рекламе или иллюстрациях модной одежды;
  • эмоциональное рисование (скетчи, наброски) делает акцент на исследовании самовыражения и различных эмоциях, на быстрых и выразительных зарисовках;
  • аналитический рисунок стремится передать точное изображение предмета реального мира, его конструкции и точные наблюдения; анатомические рисунки — яркий пример этого стиля;
  • рисунок перспективы — создание трёхмерных изображений на двухмерной плоскости, где особое внимание уделяется масштабу объектов и перспективе;
  • схематичные рисунки (схемы), зарисовки — исследования и документирование идей и концепций с помощью рисунков, распространены в мире науки и дизайна продуктов;
  • геометрические рисунки (черчение) широко используется в строительстве и фокусируется на определённых размерах и масштабах;
  • архитектурные чертежи используются при проектировании зданий и сооружений и впоследствии становятся основой реальных строений;
  • цифровой рисунок делается с помощью компьютеров и это отражает его специфику — он «существует» прежде всего в цифровой реальности.
Я понял, что того, что я не нарисовал, я никогда по-настоящему и не видел.
Фредерик Франк
художник
Самыми сложными рисунками считаются те, для создания которых необходимо мастерство и большие затраты времени. Многие считают гиперреализм одним из самых сложных рисунков в техническом плане, поскольку изображение должно выглядеть настолько реалистично, чтобы зритель даже не осознавал, что это искусственно созданное изображение, а не фото. Гиперреализм — рисунок с натуры, также известный как фотореализм, максимально приближен к реальности. Технические и очень подробные чертежи, на которых изображены неорганические, механические формы, такие как сложные многоэтажные здания и механизмы, также считаются одними из самых сложных, поскольку требуют точности рисования, концентрации внимания на каждой детали и развитого пространственного мышления.

Проще, на первый взгляд, рисовать быстрые рисунки — скетчи, наброски, где образ передается несколькими линями. Однако суждение о простоте такого рисования ошибочно. Да, действительно, на быстрый шарж художник тратит несколько секунд или минут. Но это касается только настоящих мастеров: для того, чтобы «набить руку» и научиться «схватывать» характерную черту, выражение лица или позу, необходимы годы тренировки и тысячи пробных рисунков.
Стили живописи и самый сложный из них
Виды живописи определяются материалом, который использует художник, а также техникой. Применение разных красок и пигментов требует разных навыков и даёт совершенно разные результаты, даже если два художника изображают одну и ту же сцену.

По технике исполнения живопись бывает масляная, акриловая, акварельная, живопись гуашью, пастельная, роспись эмалью, цифровая и другие.

Художественные направления часто определяют стили живописи; например, экспрессионистский стиль живописи будет сильно отличаться от импрессионистского стиля живописи. В изобразительном искусстве существует семь основных стилей живописи, иногда называемых «школами» или «движениями».

  1. Реализм стремится к тому, чтобы объект картины был максимально похож на реальный объект; «Мона Лиза» Леонардо да Винчи — классический пример стиля реализма, который был популярен в эпоху Возрождения.
  2. Живописный стиль приобрел популярность в период модернизма в первой половине XIX века, он меньше фокусируется на реализме, а больше на мазках и фактуре самой краски — акцент делается на самом процессе письма, кисти и пигментах (картины Матисса — прекрасные примеры этого стиля).
  3. Импрессионизм развивался в рамках живописного стиля с вниманием на манеру письма, но с растущим акцентом на передаче света посредством мазков и иллюзий. «Подсолнухи» Винсента Ван Гога — яркий пример импрессионистского стиля.
  4. Экспрессионизм и фовизм — схожие стили, характеризующиеся яркими, нереалистичными цветами, которые не характерны реальным объектам, а изображают их такими, как ощущает или представляет художник, например, «Крик» Эдварда Мунка.
  5. Абстракция — это стиль живописи, который берёт за основу суть предмета и изображает его так, как его интерпретирует художник, а не через точные и видимые детали. Сюжет сохраняет свою реальную основу, но художник может свести его к мазкам, цветам, формам или узорам; многие работы Пабло Пикассо являются примерами абстракции.
  6. Чисто абстрактная живопись идёт ещё дальше и полностью отказывается от реализма и связи изображения с реальными объектами. Вся суть абстрактной живописи — в цветах, текстурах и использованных материалах, картина Марка Ротко «Оранжевый, красный и жёлтый» — яркий пример абстрактного стиля.
  7. Фотореализм или гиперреализм призван превзойти реальность — это усиленная версия реализма эпохи Возрождения, где каждая мельчайшая деталь учтена, и ни один изъян не остаётся незначительным. Портреты Чака Клоуза — яркие примеры стиля фотореализма в его лучшем проявлении.

Сложность разных стилей живописи — вопрос субъективный, и однозначного ответа на него нет. Многие современные художники были революционерами и создавали новые стили живописи, которые до них никто не пробовал, и которые многие считают сложными. Как и в случае с рисунком, с чисто технической точки зрения многие считают гиперреализм самым технически сложным и долгим для освоения стилем живописи.
Коротко главное
Графика — это искусство создания изображений с помощью линий, штрихов и точек, чаще на бумаге, с минимальным использованием цвета. В ней важна выразительность линии и фон часто используется как часть изображения. Живопись — это искусство нанесения красок на поверхность, где цвет, форма и фактура играют главную роль, а фон обычно не виден. Живопись более гибкая в использовании цвета и материалов, тогда как графика более контрастна и лаконична. Рисунок часто служит основой для живописи, но может существовать и отдельно. Сложность техник и стилей высокая в обоих случаях, но гиперреализм считается одним из самых трудных направлений.

Графика акцентирует линии и контраст, живопись — цвет и фактуру; оба способа дополняют друг друга, выбор зависит от задач и стиля художника.
Визуальная грамотность как концепция Зрительное восприятие
Made on
Tilda