В статье обсуждается, как различные метафоры — в частности, метафора «прожектора» (spotlight) — формируют исследования и теоретические модели зрительного внимания. Авторы показывают, что научные концепции внимания определяются не строгими, буквальными понятиями, а именно метафорами, которые структурируют научную аргументацию, выстраивают исследовательские гипотезы и определяют, как интерпретируются результаты экспериментов.
Основные идеи статьи:
Метафоры не являются украшениями речи — они определяют основы научных теорий и направляют поиск новых данных.
Метафора прожектора (spotlight) стала центральной во многих исследованиях зрительного внимания, сместив акцент с аудиальных моделей (метафора фильтра) к визуальным.
Изучение механизма внимания в сравнении с работой прожектора привело к исследованиям таких вопросов, как размер, однородность, движение и делимость «потока» или «луча» внимания.
Авторы анализируют исследования, посвящённые возможности разделять внимание на несколько «лучей», управлять этим фокусом и изменять его интенсивность («zoom lens» — приближение и отдаление зрительного фокуса, сравнение камеры смартфона и зрения человека).
В ходе развития нейронауки произошел сдвиг: метафора прожектора переносится во внутреннее пространство мозга (spotlight-in-the-brain), связывая активацию определённых областей мозга (подсвечивание в ходе исследований) с вниманием.
Метафора прожектора — не просто удобный образ для описания действия внимания, а фундаментальная идея, определяющая весь ход научной мысли в этой области, включая формулировку исследовательских вопросов и методы их экспериментальной проверки.
Цитаты из статьи, иллюстрирующие метафору внимания как прожектора:
В рамках этой метафоры внимание — это прожектор. Когда «прожектор» направлен на какую-то область, мы, как говорится, обращаем внимание на то, что находится внутри этой «освещённой» области.
... неудивительно, что с появлением исследований зрительного внимания и вытеснением ими исследований слухового внимания визуальная метафора «внимание как прожектор» стала доминирующей теоретической концепцией. Она оказалась идеальной для концептуализации внимания в зрительной сфере…
Последующие дебаты о свойствах фокуса внимания, таким образом, включали такие вопросы, как: (1) количество точек внимания и разделение внимания (внимание, основанное на объекте и основанное на его расположении); (2) контроль точки внимания (исполнительная система); (3) движение, размер и однородность фокуса внимания.